РОССИЯ. Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта “Российской газеты”, об основных трендах, которые будут влиять на СМИ в 2014 году.
1. Роботы-журналисты
Автоматически созданными текстами и в 2013 году мало кого можно удивить. Многие спортивные трансляции уже сейчас ведутся на сайте, скажем, sports.ru с помощью скриптов, обрабатывающих статистику того или иного матча. Читатели даже жалуются порой: как-то суховато сегодня матч комментируют. А на портале деловых новостей finmarket.ru робот создает новости на основе информации о торгах, накопленной за день. 3 декабря своего робожурналиста запустил и “Яндекс”: автоматические тексты на основе информации о пробках поведают читателям о дорожной ситуации в городах России.
В 2014 году мы увидим расширение жанров роботизированной журналистики и улучшение ее качества. Те же sports.ru работают над автоматическими фильтрами, которые сделают сухой текст трансляции похожим на речь Василия Уткина или Виктора Гусева, добавив характерные для ведущих обороты, любимые шутки и даже курьезные оговорки.
Взрыв разнообразной носимой электроники (браслеты с датчиками сердцебиения, шагомеры с термометрами) расширит объемы автоматической информации, на основе которой можно будет писать роботизированные тексты. Представляете, сколько людей подписалось бы на автоматические оповещения о состоянии здоровья Кейт Миддлтон незадолго до рождения ее сына, если бы у них была такая возможность?
2. Больше работающих моделей монетизации контента в интернете
2013 год был отмечен ростом введения “пейволлов” (платных моделей доступа к контенту в интернете), правда, в первую очередь в США и европейских странах. “Умные” модели доступа не перекрывали трафик резко и для всех, но начинали приносить деньги от так называемых “тяжелых пользователей”, которым было нужно больше, чем 10, 20, 30 статей в месяц, — планку каждый издатель задавал сам.
В России об успешном внедрении пейволла пока говорят только “Ведомости”. Телеканал “Дождь” ввел платную подписку на эфир и архив совсем недавно и пока не раскрывает результаты этого хода.
Остальные СМИ пытались заработать, например, на брендированном контенте (его еще называют нативной рекламой). Тут, конечно, отличился американский Buzzfeed, который получает основную долю трафика из социальных сетей и создает контент с высоким потенциалом вирусного распространения. Навыки журналистов издания по созданию такого контента оказались весьма востребованы и у рекламодателей — все рекламные проекты на Buzzfeed были созданы при участии сотрудников и показали неплохие результаты.
2014 год должен принести СМИ новые модели монетизации контента в интернете. Стартапов, которые экспериментируют на этом поле, много уже сейчас, но никому из них пока не удалось громко заявить о себе.
Австралийская Newsmodo, например, выступает в качестве агрегатора фрилансеров по всему миру и продает их истории и мультимедиа солидному пулу клиентов-СМИ. Цена варьируется в зависимости от степени эксклюзивности контента, сама площадка зарабатывает на проценте от каждой сделки.
3. Новые жанры в журналистике
Интернет и социальные сети перепахали традиционное поле журналистских жанров. К примеру, 2013 год был ознаменован появлением так называемой “журналистики скриншота”. Термин появился в отраслевых блогах и специализированных СМИ, связанных в первую очередь со стартапами и интернет-сервисами.
Название самоочевидно и предполагает публикацию статьи на основе скриншотов (снимков экрана) email-переписки, сообщения в социальных сетях, комментариев к предыдущим материалам. В общем, для нишевых СМИ, которые не могут довольствоваться постоянным потоком новостей с лент, скриншотирование заявлений в соцсетях значимых для тусовки персон стало еще одной возможностью создавать больше контента. Лучше всего в жанре “журналистики скриншота” удаются, конечно же, споры и дебаты, например, на фейсбуке. Формат позволяет сохранять не только орфографию и пунктуацию, но также аватар, геотег и прочие атрибуты оригинального сообщения.
Какие еще новые жанры могут появиться в 2014? Ну, например, журналистика повседневных снимков.
1 ноября увидел свет первый коммерческий образец фотокамеры Memoto Narrative. От сотен тысяч моделей других камер ее отличает предполагаемый способ использования: камера должна крепиться к вашей одежде и делать автоматические снимки через каждую минуту. Важный момент: все снимки в обязательном порядке геотегируются, то есть привязываются к местности, так что при желании можно будет восстановить любой маршрут по опорным точкам.
Хотите прожить день актера? День доктора? День водителя? А за знаменитостями журналисты сами будут бегать, предлагая повесить на них камеру всего на один день.
4. Новая жизнь лонгридов
С появлением первых серьезных исследований о поведении аудитории в интернете, которые показали, что читаем мы быстро, легко переключаемся на что-то другое и вообще просто сканируем текст вместо чтения, многие издатели решили, что бессмысленно вкладываться в производство длинных, качественных, эксклюзивных статей. Они дороги в производстве, неудобны для чтения с экрана настольного компьютера, быстро тиражируются конкурентами.
2013 год показал нам, что лонгриды (предназначенные для длительного вдумчивого чтения материалы, расследования) хоронить не просто рано, но и вредно. Помимо очевидных репутационных очков от публикации подобных текстов, редакции наконец-то стали получать трафик на такие материалы. Отчасти это произошло из-за растущего проникновения планшетов, на которых понравившуюся статью можно отправить посредством сервиса вроде Pocket, а потом почитать как журнал в спокойной обстановке. Отчасти сработали сами издатели, научившиеся небанально и вдумчиво представлять лонгриды на сайтах.
Это может быть либо качественное длинное расследование “за пейволлом”, которое просто так не растиражируешь — засудят. Либо материал с техническими ограничениями, которые невозможно будет воспроизвести “копипастерам”, — см. примеры мультимедийных репортажей New York Times, Guardian и т.д.
Так как большие деньги вкладываются в данном случае в упаковку материала, его нельзя так просто перепечатать на другом ресурсе — и трафик идет на первоисточник, умножаясь на вау-эффект.
СМИ как будто заново стали понимать силу эксклюзива, силу права первой публикации контента в интернете и вовсю пытаются подогревать интерес к наиболее качественным своим материалам.
Впрочем, наиболее ярко это выражается в основном в развлекательной индустрии — например, кабельные каналы вкладывают огромные средства в производство качественных сериальных историй. В итоге, даже несмотря на сервисы “видео по запросу” и пользователя, который хочет смотреть фильмы не по расписанию, они собирают миллионы зрителей у экранов в день премьер — потому что все хотят быть первыми, кто увидит продолжение любимой истории.
Конечно, потом все это разлетается по торрентам и прочим файлообменным сетям, но продюсеры очень грамотно подогревают интерес перед релизом новой серии — через социальные медиа, наружную и домашнюю рекламу — и в итоге люди действительно хотят оказаться первыми посмотревшими — и тут же обсудить увиденное в твиттере и на фейсбуке.
В 2014 году традиционные СМИ должны научиться использовать схожие приемы для своих крупных качественных материалов, а также переупаковывать некоторые блоги или колонки в сериальный формат, подсаживать читателей на периодичность.
5. Больше видео на сайтах
Про видео на сайтах в 2013 году говорили, кажется, все издатели. Многие даже делали — с переменным успехом. Прошедший год, впрочем, показал, что ни о чем в интернете нельзя говорить наверняка — это слишком быстро меняющаяся среда. Делали видео не длиннее 3 минут, чтобы не дать пользователю заскучать, и вдруг появился Vice с его 20-минутными документальными фильмами, которые помогли увеличить трафик на сайт издания в несколько раз.
В любом случае, издатели поняли, что видео в интернете — это не телевизор, стандартные форматы тут не работают. Появление проектов вроде Now this news показывает, что незанятых ниш в интернет-видео еще довольно много. И тот, кому удастся их нащупать в 2014, вступит в следующий год победителем.
6. Журналистика по запросу
В начале декабря известный оппозиционер и блогер Алексей Навальный объявил конкурс в своем блоге на лучшее “занятное и общественно полезное мини-расследование”. Победивший в нем журналист, согласно записи в блоге Навального, должен отправиться в места “элитного зарубежного отдыха” российских политиков и написать “бичующий репортаж, полный отвратительных (но правдивых) подробностей”.
Подобная “журналистика по запросу” продолжит свое развитие и в 2014 году. Некоторые издания (например, “Частный корреспондент”) уже пробовали экспериментировать с прямым финансированием определенной темы. Другие используют механизмы голосования или виртуального участия читателей на редакционных планерках, чтобы удовлетворить запросы своей аудитории и сделать интерактивным общение “журналист-читатель” еще на этапе принятия решения о написании той или иной статьи. Возможно, именно в 2014 году удастся сделать наиболее удобный и легкий интерфейс или целый сервис по заказу необходимых именно тебе материалов.
7. Переосмысление сайтов газет и переход к сайтам-приложениям
К адаптивному дизайну, который появился еще в 2010 году, за 2013 все уже более-менее привыкли. Все, кто впечатлился удобством одинаково удобного отображения сайта на устройствах с разным экраном, уже либо переверстались в новый формат, либо вот-вот это сделают. Но на горизонте замаячил новый формат медийного сайта, более похожий по внешнему виду и функционалу на приложение для мобильных устройств.
Тут как в рекламе известного дезодоранта: “Посмотрите на сайт http://www.msnbc.com/, потом на ваш сайт, теперь снова на http://www.msnbc.com/…” Что называется, почувствуйте разницу: огромные картинки, большие кнопки, рассчитанные под управление пальцами.
Или зайдите на сайт газеты USA Today и посмотрите, как статьи открываются поверх основного экрана, без перезагрузки страницы.
Прототип нового сайта The New York Times, показанный весной 2013 года, пока так и не был воплощен в жизнь. Но то, что мы увидели в его бета-версии, тоже дает интересную пищу для анализа. Новый The New York Times в интернете станет более сфокусированным, на страницах будет больше воздуха, способствующего комфортному чтению, комментарии читателей станут более контекстуальными и привязанными к конкретным абзацам текста.
Тренды, тренды, тренды
Конечно же, новые медиа в 2014 году не ограничатся вышеуказанными семью. Наверняка, СМИ все так же будут наблюдать увеличение трафика на свои сайты из социальных сетей и с мобильных устройств. Поменяются правила игры с поисковой оптимизацией (SEO) — они и так меняются каждый месяц, но последние события показывают, что поисковикам надоела постоянная гонка с оптимизаторами и они готовы на радикальные перемены.
Наверняка, будет улучшена навигация и представление крупных мультимедийных проектов, вроде знаменитого “Снегопада” (Snowfall), созданного The New York Times. Журналистам, дизайнерам и программистам придется придумать, как правильно презентовать такие многосоставные и непростые для восприятия проекты так, чтобы их прочитало наибольшее количество людей.
Для многих журналистов работа с большими данными и их визуализацией все еще остается terra incognita. При этом успех сюжетов на их основе и интерес со стороны аудитории вполне очевиден. Логично будет предположить, что в 2014 появятся новые, удобные инструменты для работы с большими данными и их визуализацией, которые снизят порог входа в эту область для всей журналистской братии.
Впрочем, только об одной вещи, связанной с новыми медиа в 2014 году, можно сказать наверняка: точно будет интересно.
Источник: Журнал Marketing Media Review