РОССИЯ. Роспатент зарегистрировал красный, зеленый и синий цвета в качестве товарных знаков МТС, Сбербанка и «Газпрома» соответственно.
Об этом рассказали «Ведомостям» участник телекомрынка и представители нескольких юридических фирм, специализирующихся на патентном праве. По их словам, компании закрепили за собой права на оттенки: у Сбербанка это «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», у МТС – «красный, Pantone 485», у «Газпрома» – «синий, Pantone 300CV». «Ведомости» ознакомились с госреестром товарных знаков и знаков обслуживания: записи о регистрации товарных знаков МТС и Сбербанка внесены 29 и 30 декабря 2015 г. соответственно, извещение о регистрации знака «Газпрома» – 12 февраля 2016 г.
Представители Сбербанка и МТС подтвердили, что соответствующие регистрационные свидетельства Роспатента получены; запрос в «Газпром» остался без ответа.
Для МТС это «логическое продолжение стратегии защиты бренда», говорит ее представитель Елена Кохановская. В 2006 г. оператор зарегистрировал в качестве товарного знака графическое изображение яйца (оно фигурирует в логотипе компании) и буквенное обозначение «МТС». Но и цвет тоже «важное средство индивидуализации бренда», потребители воспринимают его как неотъемлемую составную часть товарного знака, убеждена Кохановская.
Эксклюзивные права на цвет касаются только товаров и услуг, указанных при регистрации товарного знака. Красный считается фирменным цветом МТС только на рынке услуг связи, монополия «Газпрома» на синий цвет ограничена нефтегазовой промышленностью и энергетикой, а Сбербанка на зеленый – сферой «сберегательных банков и банковских услуг».
Вплоть до 2015 г. Сбербанк и МТС входили в сотню самых дорогих брендов в мире по версии Millward Brown, которая оценивает бренды компаний с широкой базой клиентов. В 2014 г. Сбербанк занимал в этом рейтинге 75-е место (его бренд получил оценку в $12,64 млрд), МТС – 80-е ($12,18 млрд). Бренд «Газпрома» в рейтинг Millward Brown ни разу не попадал.
Товарные знаки регистрируются только в отношении определенного круга товаров и услуг, подтверждает операционный директор «Онлайн патента» Алина Акиншина. «Альфа-банк», например, по-прежнему может использовать в своем дизайне красный оттенок, а вот операторы связи – разве что в тонких линиях, подчеркиваниях и других незначительных элементах оформления.
На практике защищать собственный цвет будет непросто, прогнозирует управляющий директор BrandLab Александр Еременко: «Я с трудом представляю, что МТС может лишить телекоминдустрию красного цвета, это базовый цвет, оттенки которого очень близки друг к другу».
Потребность регистрировать права на цвет возникает у компаний, вышедших на массовые рынки потребительских товаров и услуг, говорит президент брендингового агентства Deport WPF Алексей Андреев. Но в мировой практике, по его словам, цвета выступают объектом охраняемого авторского права только совместно с другими фирменными стилеобразующими элементами. С точки зрения маркетинга монополия на цвет, по его мнению, бессмысленна: если у конкурентов Сбербанка появится желание «раскрасить себя» в зеленые цвета, они могут использовать другой оттенок, незарегистрированный, но с точки зрения массового потребителя ничем не отличающийся от оттенка Сбербанка.
Именно поэтому перед Сбербанком, «Газпромом» и МТС открывается простор для подачи судебных исков, говорит Акиншина. Охрана цвета как товарного знака распространяется на любые оттенки, сходные с ним до степени смешения, а потребитель едва ли отличит «пантон 485» от «пантона 475», так что, например, МТС вольна предъявлять претензии операторам связи, использующим любые оттенки красного, делает вывод Акиншина. Исход будет зависеть от позиции суда и экспертизы.
До сих пор цвета становились объектами интеллектуальной собственности в России крайне редко, свидетельствуют Акиншина и гендиректор юридической фирмы «Усков и партнеры» Вадим Усков: например, Vanish – обладатель прав на фиолетовый цвет среди пятновыводителей, а «Пеноплэкс» – на оранжевый в стройматериалах и теплоизоляции. Среди крупных компаний отметился только «Вымпелком»: в 2006 г. он закрепил за собой эксклюзивное право использовать сочетание желтого и черного. На очереди «Мегафон»: он подал заявку на зеленый цвет, говорит его представитель Юлия Дорохина. В мире наиболее известный пример – производитель обуви Christian Louboutin, он зарегистрировал красный цвет подошвы, говорит Акиншина.
Представитель Роспатента на запрос «Ведомостей» не ответил.
(По материалам газеты «Ведомости»)