РОССИЯ. Сегодня медийный рынок с трудом выживает в условиях крайне кризисных тенденций. Но очень скоро в издательском бизнесе может наступить полный коллапс. Растущие затраты СМИ на обеспечение основных технологических процессов на фоне сокращения их доходной части в лучшем случае приведут к резкому падению тиражей, в худшем – к закрытию изданий. Как этого избежать?
Корреспондент «Вечерней Москвы» беседует с президентом Союза издателей ГИПП Сергеем Моисеевым.
С конца прошлого года доходы российских газет и журналов снизились на 40 – 50 процентов, главным образом за счет падения объемов рекламного рынка. А расходы, наоборот, процентов на 15 – 20 увеличились. Произошло это из-за резкого и экономически не обоснованного роста цен на бумагу отечественных производителей. Так коротко очертил ситуацию Сергей Моисеев.
Без бумажки ты букашка
– Сергей Николаевич, давайте сразу перейдем к сути дела. В чем сегодня главные проблемы издательской отрасли?
– Издательское дело – сложная технологическая цепочка.Она начинается с производства бумаги и тянется до реализации готовой продукции через розницу или подписку. Сегодня все звенья этой цепи находятся в критическом состоянии. Из-за девальвации рубля 2015 год в нашей стране может не пережить каждое второе СМИ. Но проблема не только в подросших курсах евро и доллара. Все это, безусловно, серьезно отразилось на стоимости печати и сократило рекламные бюджеты. Однако к числу самых главных причин, вызвавших переживаемый отраслью кризис, я отношу необузданный рост стоимости продукции отечественных целлюлозно-бумажных комбинатов. За последние полгода цены на офсетную и мелованную бумагу выросли на 80 процентов.
Вот взять ОАО «Группа «Илим». С 1 марта этого года оно подняло цены на целлюлозу до 44,5 тысячи рублей за тонну. Это по отношению к сентябрю 2014-го плюс 80 процентов! Мало того, цены растут даже в валюте.
Например, в ноябре 2014 года мелованная бумага «Илима» стоила 760 евро, а в марте 2015-го – уже 1032 евро. При этом за полгода не поменялись ни качество, ни объемы поставок. Выросли только аппетиты производителей. Причем в этот же период бумага европейского производства как продавалась, так и продается по цене 993 евро с доставкой в Россию.
– Объясните логику действий наших «бумажников». В чем их выгода?
– Сами они объясняют свои действия увеличением стоимости импортных расходных материалов в связи с девальвацией рубля. Но реально импортные составляющие – химические компоненты, запасные части к оборудованию – никак не могут превысить 10 процентов от общих затрат на производство.
Дело в другом. Из-за падения курса рубля российским бумажным комбинатам сейчас стало крайне выгодно отправлять свою продукцию на экспорт. В итоге на внутреннем российском рынке образовался дефицит, который и приводит к безудержному росту цен.
Вот совсем недавно крупнейший производитель газетной бумаги ОАО «Волга» (Нижегородская область) объявило о модернизации производства в связи с отказом от подорожавшей целлюлозы и переходом на производство бумаги из термомеханической массы. Предприятие остановило 3 из 4 бумагоделательных машин и с июля по сентябрь этого года планирует сократить 850 сотрудников. Однако при этом здесь не остановили машину, работающую на изготовление бумаги, идущей на экспорт.
Таким образом, есть основания полагать, что ОАО «Волга» заинтересовано в поставках бумаги на экспорт, создании искусственного дефицита газетной бумаги на внутреннем рынке и вынужденности других производителей поднять цены. Нам кажется, что это должно стать предметом пристального внимания со стороны ФАС. А оправдания производителей бумаги своих действий ростом стоимости целлюлозы на 70 процентов не имеют основания: в России 66 процентов целлюлозы производит ОАО «Группа «Илим».
– Извечный русский вопрос: что делать?
– Оказавшись заложниками ситуации, российские издатели и полиграфисты обратились к президенту России с предложением ввести нулевые ввозные пошлины, за счет этого уменьшить цену на ввозимую продукцию и выровнять цены на российском рынке. Только это позволит снизить себестоимость производства печатной продукции минимум на 7 процентов. Кроме того, основная часть книг и периодических изданий на русском языке (товарным объемом не менее 35 млрд рублей), которая сейчас печатается за рубежом, начнет издаваться в России. То же касается упаковок и этикеток, 30 процентов импорта которых печатается в Украине.
Если переместить полиграфические заказы из-за границы внутрь страны, может появиться не менее 10 – 15 тысяч новых рабочих мест. А дополнительные налоги в бюджеты разных уровней составят более 15 млрд рублей. На письмо, которое в феврале 2015 года подписали главные редакторы «Российской газеты», «Аргументов и фактов», «Комсомольской правды» и «МК», глава государства наложил резолюцию: «Прошу поддержать».
– И?
– Поручение президента поступило в Минэкономразвития. Там долго думали и в итоге предложили снизить пошлины до 5 процентов – и то всего по двум кодам, на целлюлозные мелованные бумаги, из 45 заявленных. Похоже, чиновники просто не собираются реагировать на распоряжение Владимира Путина. Я как глава ГИПП постоянно участвую в совещаниях и заседаниях различных комиссий и подкомиссий, решающих эти вопросы, и вижу, что существует серьезное противодействие…
Да и не только я, все серьезные эксперты рынка оценили последнее решение подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле при Минэкономразвития как фактически бесполезное и саботирующее итоги февральской встречи журналистов с президентом.
– Чем такое противодействие вызвано?
– Нет логических объяснений. Не хочется думать, что действия чиновников вызваны лоббистскими интересами. Но фактически на российском рынке защищаются позиции американской компании «Интернешнл пейпер» и наполовину принадлежащей ей и зарегистрированной в Швейцарии «Группы «Илим». При неизменных пошлинах иностранные бизнесмены могут и дальше повышать цены на свою продукцию. Жертвой станут российские печатные СМИ, которые занимаются, между прочим, и обеспечением информационной безопасности нашей страны.
Зачем печатать наши книги в Украине?
– Какие еще проблемы беспокоят сегодня российских издателей?
– Их много. Назову только основные. После резкого и необоснованного скачка стоимости бумаги следующей по значимости проблемой надо признать ситуацию в полиграфии. В России сегодня более 7 тысяч типографий, в которых работают около 250 тысяч человек. Отечественная полиграфическая база обеспечивает внутренний рынок по газетам на 95 – 97 процентов, по журналам – на 40 – 50. Остальное производится за границами страны, и не потому, что России не хватает производственных мощностей.
При существующих экономических реалиях наши полиграфисты экономически не могут конкурировать с западными. Кстати, а вернее, некстати, полиграфические расходные материалы, которые на 90 процентов поставляются из-за рубежа, у нас облагаются ввозными таможенными пошлинами. Есть еще много и других неприятных вещей, которые приводят к тому, что значительная часть российских заказов – даже в нынешней ситуации! – размещается в Польше, Украине и в странах Прибалтики.
– Сколько производится у нас и сколько – за рубежом?
– Годовой оборот полиграфической отрасли в России составляет около 200 млрд рублей, а импорт готовой полиграфической продукции, в пересчете на рубли, – около 85 млрд. Поэтому, по мнению многих издателей, сейчас в рамках объявленного курса на импортозамещение необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о правомерности использования международного Флорентийского соглашения о беспошлинном ввозе готовой печатной продукции.
Мы в ГИПП подсчитали, что если забрать заказы из-за границы, то в дополнение к существующим для выпуска печатных изданий и книг надо будет открыть в России еще 30 – 35 типографий. Это как минимум 16 тысяч новых рабочих мест. В кризисное время лишними они не будут.
Заглохший двигатель рекламы
– Одним из важнейших источников доходов печатных СМИ была реклама. Сейчас, видимо, с ней не слишком густо…
– Я бы сказал – скорее пусто. Рекламные продажи СМИ в декабре 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 30 процентов. При сохранении кризисной тенденции падение рекламного рынка российских печатных СМИ в 2015 году прогнозируется в объеме не менее 50 процентов. Единственной возможностью для интенсификации рекламного рынка, по мнению издательского сообщества, является снятие хотя бы некоторых ограничений в рекламе товаров определенных видов. Мы надеемся, что правительство нас поддержит и сделает ряд необходимых шагов.
– Каких?
– Эффективной для поднятия экономики печатных СМИ может стать отмена запретов рекламы, например, алкогольной продукции. Рекламируются обычно элитные сорта алкоголя. Спиться, употребляя их, сами понимаете, невозможно. Еще мы просим снять ответственность с рекламораспространителей за содержание рекламы биологически активных добавок (БАД). Разрешить рекламу медицинских рецептурных препаратов, либерализовать законодательство в отношении ряда медицинских услуг.
– Сергей Николаевич, а как быть с принципом «не навреди»?
– Естественно и безусловно: реклама таких товаров и услуг в СМИ обязательно должна сопровождаться соответствующими предупреждениями для потребителей относительно их реальных потребительских свойств и возможных последствий для здоровья.
Ждем не денег, а законов
– Насколько я знаю, в последнее время вы ходите в различные министерства, как на работу – регулярно. А способны ли печатные СМИ спасти себя сами, без поддержки государства?
– Руководители газет и журналов, издательское сообщество в целом понимают, что материальная поддержка медиаотрасли правительством – вопрос сложный. Спасение СМИ – забота самих издателей, и они этим занимаются. Но есть проблемы, требующие именно государственных регулирования и участия. Кроме тех, о которых мы уже говорили, это еще и распространение, например.
Мы не просим в кризисное время денег и отмены налогов. Но издатели ждут от государства законодательных решений, которые позволят им зарабатывать самим. Например, можно было бы расширить ассортимент киосков печати, что привлечет поток покупателей и увеличит рентабельность распространительского бизнеса, а следовательно, улучшит условия распространения для издателей.
И это только один пример… Иначе отрасль рухнет. Следствием коллапса станет значительное качественное ухудшение содержания ведущих федеральных печатных СМИ, закрытие многих региональных изданий, аудитория которых в субъектах России составляет наибольшую электоральную часть.
При развитии текущих негативных тенденций наиболее «оптимистичный» прогноз – закрытие в течение года половины печатных средств массовой информации… А информационная безопасность – это часть наших национальных интересов. Посмотрите, что сейчас происходит в Украине и в Прибалтике? Там запрещают российские газеты и журналы! Почему из-за лоббистских интересов кучки бизнесменов и чиновников мы должны перестать читать прессу в Москве и во всей России?!
Бумага не все стерпит
В себестоимости полиграфической продукции доля бумаги составляет от 60 до 70 процентов. Производством бумаги в России занимаются 17 крупных ЦБК. Но только три из них имеют российскую принадлежность, остальные – это стопроцентно иностранный капитал. Но и на этих комбинатах производится не вся номенклатура требуемой для отечественной печатной индустрии номенклатуры бумаги. Если потребность в газетных и офсетных сортах бумаги почти полностью покрывается отечественными типографиями, то потребность в мелованных сортах бумаги и картоне покрывается не более чем на 10 процентов. Не производимые в России сорта бумаги импортируются с взиманием таможенной пошлины. Сегодня она составляет 10 процентов.
Справка
Сергей Николаевич Моисеев – президент Союза издателей ГИПП. Родился 19 июня 1957 года в городе Сумы. Окончил Харьковский политехнический институт, Свердловское высшее военно-политическое училище и Военно-политическую академию. Занимал различные командно-политические должности. В 2003 году уволился из рядов Вооруженных сил. С декабря 2003-го по май 2012 года – министр по делам печати и информации правительства Московской области. Награжден орденами «За военные заслуги» и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
Союз издателей ГИПП (до 2015 года – некоммерческое партнерство «Гильдия издателей периодической печати») начал свою работу в сентябре 1998 года по инициативе ведущих российских издателей. Основные задачи ГИПП – защита интересов издателей, превращение отрасли в конкурентоспособный и инвестиционно привлекательный бизнес. В состав ГИПП входят более 400 компаний. Издателями – членами ГИПП выпускается более 3 тысяч наименований печатных СМИ. Общая доля по совокупному тиражу и по рекламе членов ГИПП на рынке печатных СМИ – 80 процентов.