РОССИЯ (Татарстан). «В начале 2015 года закроются несколько сотен региональных и муниципальных телекомпаний, тысячи высококвалифицированных специалистов потеряют работу», – заявил в своем открытом письме президенту России Владимиру Путину владелец телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев от лица недавно созданного «Объединения региональных телекомпаний России».
Он призывает «исправить ошибку», выведя местные телеканалы из-под действия закона, запрещающего размещение рекламы на кабельном телевидении. Одновременно с подачи гендиректора ТНВ Ильшата Аминова спасительный законопроект в Госдуму РФ внес Госсовет Татарстана, сообщает деловая электронная газета «Бизнес Online».
На грани закрытия 1,5 тыс. телеканалов!
Поводом обращения председателя совета директоров телекомпании «Эфир» Андрея Григорьева к президенту послужили поправки к закону «О рекламе», которые вступают в силу через две недели, 1 января 2015 года. Они ставят под запрет размещение рекламы на кабельных каналах, не обладающих эфирными лицензиями.
По данным Роскомнадзора, всего в России в настоящее время действует около 3 тыс. лицензий на телевизионное вещание и только примерно 1,5 тыс. – на эфирное. Таким образом, без основного источника средств может остаться половина существующих в стране телекомпаний.
Законопроект был принят Госдумой летом, его востребованность депутат Игорь Зотов объяснил необходимостью создать равные условия для всех игроков рынка, дескать, неправильно, что каналы одновременно берут плату с абонентов за просмотр и показывают рекламу. Тем самым эфирные каналы, которые зарабатывают только на рекламе, оказываются с ними в неравном конкурентном положении.
Эти доводы вызвали массу возражений экспертов. Судя по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), ни о каком ущемлении позиций эфирных каналов речь не идет. Рекламный сбор всех кабельных каналов в 2013 году составил 4 млрд рублей. Это всего лишь 2,5 – 3% от рекламного рынка, остальные 97,5% (более 130 млрд рублей рекламных денег) получили как раз бесплатные эфирные каналы. Вдобавок «Первый канал» в 2013 году получил господдержку в размере 3,75 млрд рублей, НТВ – 705 млн рублей.
Открытое письмо против законопроекта в Госдуму, к Путину и Дмитрию Медведеву уже тогда распространили федеральные кабельные каналы Discovery, Viasat Global, «Дождь», «Амедиа», MTV Networks и другие. Тем не менее законопроект прошел все три чтения за одну неделю и был принят в последний день осенней сессии Госдумы РФ.
«Убеждены, региональные каналы попали под действие закона случайно»
Больнее всего закон бьет по региональным телеканалам: они не только не получают доходов от подписки, но и сами платят распространителям сигнала за вхождение в их пакеты. Если же плату за подписку все же ввести, то стоимость пакета из региональных каналов для населения, по некоторым оценкам, может достигнуть 1 тыс. рублей в месяц, что означает их гибель. В Татарстане это такие каналы, как, например, «ТНВ Планета», «Эфир 24», «Майдан», Tatarstan Business Channel, а также районные телекомпании, входящие в структуру «Татмедиа».
Так сложилось, что общероссийский фронт борьбы регионов против уничтожения местного телевидения сразу возглавил Татарстан. Уже в начале ноября с подачи гендиректора ТНВ Ильшата Аминова Госсовет РТ внес в Госдуму РТ законопроект, выводящий из-под действия запрета телекомпании местного уровня. Инициативу из Татарстана уже поддержали парламентарии нескольких регионов.
Овацией и бурным восторгом встретили известие о законодательной инициативе Татарстана участники международного конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) в конце ноября. В рамках конгресса было проведено учредительное собрание «Объединения региональных телекомпаний», председателем которого и был избран Андрей Григорьев. В этом качестве он и написал письмо главе государства.
«В начале 2015 года закроются несколько сотен региональных и муниципальных телекомпаний, тысячи высококвалифицированных специалистов потеряют работу, бюджет потеряет налоговые поступления, местные предприниматели – рекламное пространство, городские власти – канал коммуникации с населением, а жители – бесплатный городской телеканал. При этом никто ничего не приобретет», – пишет он.
У проблемы, по его словам, есть и национальный аспект, поскольку в регионах России немало телеканалов, которые вещают «через кабель» на языках народов РФ, но будут вынуждены закрыться из-за новых правил. «Мы убеждены, что региональные кабельные каналы попали под действие закона случайно и нужно исправить эту ошибку, пока закон не вступит в силу, то есть до 1 января 2015 года», – призывает Григорьев.
Вопрос с мультиплексами закрыт
Эта же проблема бурно обсуждалась на днях в казанском IT-парке, где состоялось заседание республиканской комиссии по развитию телерадиовещания и переходу на цифровые технологии в РТ. На нем должна была быть рассмотрена республиканская концепция развития цифрового телевещания, но, как сказал министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов, имея в виду ограничения на рекламу, «с концепцией у нас пока проблема, она у нас тупиковая».
«Надо бить тревогу, обращаться к президенту. Раз идет перекрытие кислорода, надо приложить максимум усилий, чтобы мы не остались крайними. Я все прекрасно понимаю, но мы еще не исчерпали все ресурсы, возможно, давайте обратимся в совет национальных меньшинств. Нельзя терять нашу самобытность», – заявил министр.
Шайхутдинов напомнил, что в марте 2012 года Татарстан первым из регионов перешел на эфирное цифровое телевещание в формате DVB-T2, а в июне 2013 года в Казани впервые в России запустили второй цифровой мультиплекс.
Сыр-бор вокруг цифрового ТВ начался, как известно, в июне 2009 года, когда президент России Дмитрий Медведев подписал указ №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», который должен в корне изменить всю систему телевещания в стране. С этого момента вещание развивается по системе так называемых мультиплексов, под которым подразумевается объединение в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании. Каждый из мультиплексов занимает свою частотную полосу, и по мере их ввода в действие аналоговое вещание отключается. В первые два мультиплекса вошли исключительно федеральные каналы. Третий изначально рассматривался как вотчина для регионального вещания: в его состав должны были войти четыре местных телеканала. Однако в прошлом году представители Роскомнадзора озвучили новую схему, согласно которой в состав мультиплекса войдут 7 федеральных каналов, местный филиал ВГТРК и лишь 1 – 2 региональных канала. При этом запуск третьего мультиплекса отложен до 2018 года.
Гарантированное место в нем изначально принадлежало ГТРК «Татарстан» (филиалу ВГТРК), компания уже начала готовиться к переходу на круглосуточное вещание. На вхождение в мультиплекс претендовало также ТНВ, которое изначально полностью заполняет эфирную сетку самостоятельно. Также в прошлом году круглосуточный «Эфир-24» создал и Григорьев. Кроме того, недавно стало известно, что телеканал KZN, входящий в структуру «Татмедиа», с нового года также переходит на собственное круглосуточное вещание.
Но, похоже, и здесь региональным телеканалам перекроют кислород: «Сразу скажу, что ни в третьем, ни в четвертом мультиплексе региональных каналов не будет, – сказал на заседании Григорьев. – Сейчас поставлена задача по переходу на качество HD, а один мультиплекс может вместить в себя лишь три канала HD. То есть для Татарстана необходимо построить 7 мультиплексов».
С этим пессимистичным прогнозом согласен и Аминов, который заявил «Бизнес Online», что «вопрос с мультиплексами, к сожалению, на наш взгляд, закрыт»: «Все последние решения регулятора говорят о том, что третий мультиплекс региональным быть не может, потому что принято решение о переводе мультиплекса в HD-вещание. В один мультиплекс с учетом того, что для HD-вещания требуется более широкая полоса частот, войдут только три канала. Ни о каких третьих и четвертых мультиплексах речи уже не идет. У меня лично нет надежды и на пятый мультиплекс», – сказал Аминов.
Позицию районных телекомпаний озвучил гендиректор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов: «Цифровое телевидение и два мультиплекса – это прекрасно, и я действительно рад за наших федеральных коллег, но что делать местным телеканалам? Фактически с 1 января все местные студии, которые вещают в районах, будут обречены на смерть? Да, мы должны войти в мультплекс, но в какой? В третий уже точно нет. В четвертый и пятый? Но для этого нужна лицензия, которой ни у одного канала нет. Получается, что мы находимся на грани фола».
Роскомнадзор толкает на «джинсу»
По мнению Аминова, регулятор, вводя запрет, не предлагает ничего взамен. «На съезде НАТ представители музыкальных телеканалов спросили у регулятора: как быть? Ответили: ставьте песни за деньги, занимайтесь платными сюжетами, спонсорством. Фактически гоните «джинсу» и тогда, может быть, выживете. Ну а если у вас ничего не получается, то закрывайтесь, что мы можем поделать? Такой был ответ. Я не знаю, как долго можно содержать канал на спонсорскую помощь», – объяснил ситуацию гендиректор ТНВ.
Что касается непосредственно канала «ТНВ-Планета», то о закрытии телеканала пока речи не идет, поскольку он частично финансируется из бюджета РТ. Хотя, как признает гендиректор, это приведет к «затягиванию поясов».
Теперь вся надежда на федеральную власть и депутатов Госдумы. До 1 января законопроект, внесенный Госсоветом Татарстана, они в любом случае рассмотреть не успеют, но, возможно, это произойдет в феврале.
«Принятие закона было связано с телеканалом «Дождь»
Эксперты и участники рынка поделились с «Бизнес Online» прогнозами развития ситуации.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам»:
– По моим оценкам, после вступления закона в силу платные телеканалы кабельного вещания потеряют около 30 – 70 процентов своей выручки в зависимости от бизнес-модели. При этом расходы данных телеканалов останутся на прежнем уровне. В большинстве случаев это приведет к их закрытию в течение 0,5 – 1,5 лет и постепенному перераспределению соответствующих рекламных доходов в пользу эфирных телеканалов. По моим оценкам, законопроект приведет к автоматическому увеличению рекламного рынка эфирных телеканалов на 5 – 10 процентов за счет сокращения рынка кабельного вещания. Региональный рекламный ТВ-рынок потенциально может сократиться более чем в два раза.
Дамир Давлетшин, директор телеканала «Майдан-ТВ»:
– О закрытии телеканала речи быть не может, будем думать, как жить дальше. Это точно не переход на полное вещание на просторах интернета – наш канал смотрят в деревнях и селах, в основном это семейная аудитория. Вероятнее всего, будем включаться в платные пакеты кабельных каналов. От чего в конечном итоге пострадают телезрители, которым придется переплачивать за просмотр канала.
Я считаю, что принятие этого закона во многом было связано с ситуацией с телеканалом «Дождь». Руководство страны хочет обезопасить себя, но пострадали в первую очередь энтузиасты своего дела. У нас ведь задача простая – сохранение татарского языка, мы развлекательный канал, нам до политики далеко. Однозначно, местным телеканалам придется очень нелегко, многие будут на грани выживания. Очень обидно, что местные жители лишатся хорошего доброкачественного татарского контента.
Ильшат Аминов, директор телерадиокомпании «Новый век»:
– Мы будем развивать все параллельные среды, которые существуют сегодня: IP-телевидение, кабельное телевидение, будем доводить их до каждого потребителя. Что касается аналогового телевидения. С будущего года начинается процесс прекращения финансирования вещания центральных каналов, которые вещают в аналоге. Нам говорят: мы аналоговое вещание региональным компаниям не закрываем, вещайте, пожалуйста. Но это будет ситуация, когда у телезрителя будет выбор: либо 20 каналов цифрового телевидения, либо аналог. Сами понимаете, что выберет зритель, конечно, вещание в цифровом пакете. Мы аналоговое вещание сохраняем только для того, чтобы размещать рекламу в том же кабеле, и такая ситуация будет продолжаться некоторое время. То есть в 2018 году мы не исчезнем, просто смотреть нас не будут.