КАЗАХСТАН. Казахстанские операторы кабельного телевидения обвиняют казахстанских же представителей популярных российских каналов в присвоении монопольного права на ретрансляцию их программ. Сами же при этом не всегда с согласия собственника включают их в свои абонентские пакеты. Кто прав и кто виноват?
Этот спор последнее время будоражит средства массовой информации, пишет республиканская газета «Караван». Причиной стали популярные российские телеканалы, имеющие высокий рейтинг, а стало быть, приносящие доходы тем, кто имеет право на их ретрансляцию.
О конкурентной среде
Среди таких «везунчиков» сегодня ТОО Eurasia Media Distribution, ТОО «Казахстанский центр ТВ», ТОО CFD и ТОО Silk Way Media. Последние две компании представляют на
рынке телерадиовещания довольно специфические узконаправленные каналы, такие как «Премьера», «Кинохит», «Наше новое кино», «Детский», «Охота и рыбалка», «Драйв», «Ретро», «Психология». А вот Eurasia Media Distribution и «Казахстанский центр ТВ» представляют наиболее крупные и рейтинговые: «Рен ТВ», «РТР Планета», «НТВ-Мир», «Россия 24» и телесемейство «Первого». Им-то и достается основная доля критики и обвинений от кабельных операторов и Ассоциации операторов телерадиовещания РК. Как полагает возглавляющий ассоциацию Саят Нурахметов, к слову, бывший высокопоставленный чиновник профильного министерства, отвечавший в свое время за СМИ, – негоже, мол, монополизировать право на продажу трансляции таких востребованных каналов. Тем более что часть из них в самой России объявлена национальными и распространяется бесплатно.
Интересно, в бытность своей работы куратором СМИ г-н Нурахметов так же принципиально ратовал за конкурентную среду среди каналов?
– Ну и у нас в Казахстане есть свои национальные каналы, которые распространяются бесплатно в кабельной сети, – парирует президент ТОО «Казахстанский центр ТВ» Меруерт Жумагельдинова. – 14 каналов включено в перечень обязательных и бесплатных. Но законы и приказы Российской Федерации не могут распространяться на территорию суверенного Казахстана. Тем более что мы получаем не федеральную российскую, а международную версию. И за нее правообладатель выставляет соответствующую плату.
– Ну а мы, ТОО «Казахстанский центр ТВ», являемся официальным представителем телесемейства «Первый канал. Всемирная сеть» на территории Казахстана с 1 января 2008 года согласно заключенному с ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» лицензионному договору, – продолжает Жумагельдинова. – В нашем пакете сейчас шесть каналов: «Первый канал. Всемирная сеть», «Дом кино», «Музыка Первого», «Телекафе», «Карусель», «Время: далекое и близкое». И в соответствии с этим договором имеем право на их распространение среди казахстанских кабельных операторов за соответствующее вознаграждение.
Все перепутали
– Обращаю ваше внимание, – говорит Меруерт Жумагельдинова, – что с 2008 по 2014 годы никаких претензий со стороны кабельных операторов в адрес ТОО «Казахстанский центр ТВ» не поступало, но с появлением Ассоциации операторов телерадиовещания Республики Казахстан этот вопрос стал муссироваться в СМИ очень часто. Кроме того, представители Ассоциации предпринимателей и другие участники пресс-конференции, которая прошла в Караганде, перепутали все на свете: аккредитацию с институтом представительства, договорные обязательства с понятиями монополии. И тем самым вводят всех в заблуждение, поскольку ни ТОО «Казахстанский центр ТВ», ни любой другой представитель правообладателя не обязаны получать аккредитацию в уполномоченных органах Республики Казахстан. Представители правообладателей (ТОО «Казахстанский центр ТВ», ТОО Eurasia Media Distribution) действуют только на основании заключенных лицензионных договоров.
К слову, ТОО «Казахстанский центр ТВ» обладает неисключительным правом – то есть если российский правообладатель сочтет нужным, то может отдать это право и кому-то другому.
– Для того чтобы правомерно показывать в кабельной сети иностранные каналы на территории Республики Казахстан, – поясняет президент некоммерческой организации по защите авторских и смежных прав «Аманат» Любовь Балмагамбетова, – нужно: первое – заключить договор с правообладателем или его представителем на территории Республики Казахстан, получив право трансляции телеканала на территории Республики Казахстан; и второе – заключить договор с обществами по коллективному управлению авторскими и смежными правами для оплаты вознаграждений обладателям авторских и смежных прав.
Пиратству – бой
– Что касается высказываний в СМИ руководителя одного из кабельных операторов – ТОО «Аксайсетьсервис» – господина Ягодинцева относительно ежегодного повышения наших расценок вдвое, то свои ставки мы не повышали уже больше двух лет, даже несмотря на девальвацию февраля 2014 года, – уточняет президент «Казахстанского центра ТВ». – А вот само ТОО «Аксайсетьсервис» с января 2011 года договор с нами расторгло. При этом самовольно включило и транслировало с 2011 по 2013 годы в своей сети «Первый канал. Всемирная сеть» без договора с нами или с ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть». Факт такой ретрансляции установлен нами, надлежащим образом оформлен и предприняты меры по его устранению в рамках действующего законодательства РК.
– По логике г-на Ягодинцева, выходит: раз права на ретрансляцию дорогие, поэтому работать в рамках закона не надо, лучше пиратствовать, получать деньги от своих абонентов и сетовать на якобы плохое ТОО «Казахстанский центр ТВ», которое постоянно повышает цены, – говорит Жумагельдинова.
Можно ли говорить о монополии на рынке телерадиовещания?
– Относительно наших взаимоотношений с телесемейством «Первого» могу сказать, что оно вправе само выбирать, с кем ему сотрудничать на территории Казахстана, – отвечает на этот вопрос наша собеседница. – И на протяжении всего времени нашего сотрудничества у ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» никогда не было претензий к работе ТОО «Казахстанский центр ТВ». Поэтому договорные отношения продолжаются по сей день. Кроме того, в нашем законодательстве есть понятие «монополистическая деятельность». Под ней понимается, что монополист контролирует весь рынок и оказывает влияние на общие условия обращения того или иного товара. В нашем случае нельзя сказать, что ТОО «Казахстанский центр ТВ» влияет на рынок и контролирует его, ведь у кабельного оператора есть свое мнение о приобретении или неприобретении прав на каналы, которые принадлежат нам. И мы никоим образом не можем влиять на это их желание. Поэтому мы не монополисты.
Главное – грамотно управлять
В спорах относительно прав ретрансляции российских каналов звучало множество разных обвинений: от законности прав на продажу трансляций до неподъемного уровня цен.
– Относительно нашего права представлять популярные российские телеканалы в Казахстане, а это «Рен ТВ», «РТР Планета», «ТВ-Центр», «НТВ-Мир», «Россия 24», «Россия К», «СТС-International», «Перец I» и многие другие, скажу: одна из основных наших целей – законность! – говорит директор ТОО Eurasia Media Distribution Татьяна Елькина. – И, разумеется, работая на рынке телерадиовещания с декабря 2003 года, мы имеем все необходимые документы на это.
– Относительно того, дороги или дешевы эти услуги, скажу лишь, что ценовую политику полностью определяет канал-правообладатель. И в наших с ним договорах цены уже определены. Каналы имеют разные рейтинги, разную ценовую политику, свои цели и задачи, поэтому каждый сам определяет свою цену. На данный момент, согласно действующему прайсу нашей компании, стоимость прав на показ разных каналов за одного абонента варьируется от 2 до 55 тенге. Это вполне справедливые и гуманные цены в отличие от тех, которые нам приписывают оппоненты. Мы своевременно и в полном объеме производим выплаты каналам, оплачиваем налоги. Законность нашей деятельности подтверждена и Агентством РК по связи и информации и прокуратурой Алмалинского района Алматы.
– Мы предлагаем кабельным операторам как высокорейтинговые каналы, так и нишевые, тематические, – продолжает Т. Елькина. – А задача кабельного оператора – правильно сформировать пакет, интересующий потребителя. Так что его финансовое благополучие зависит только от его способности грамотно вести свой бизнес.