РОССИЯ. Анастасия Жохова /редактор Forbes/ Существует мнение, будто российские миллиардеры обогащаются на производстве и продаже нефти, металлов, других сырьевых товаров и на финансовых операциях. С одной стороны, это так. С другой — они не чураются обычных потребительских рынков. Чуть менее половины из 111 миллиардеров, присутствующих в рейтинге Forbes 2014 года, инвестировали в разного рода потребительские услуги.
Гораздо реже миллиардеры интересуются производством потребительских товаров — таких бизнесменов в рейтинге Forbes всего полтора десятка. Среди них есть две уникальные фигуры: Рустам Тарико 51 («Русский стандарт») и Сергей Галицкий 13 («Магнит»). Свой капитал они заработали на потребительских рынках, сочетая услуги и производство: «Русский стандарт» — это одновременно розничный банк и водочный бренд, «Магнит» развивает розничную сеть и создает торговые марки для своих же магазинов. Но, как правило, миллиардеры вкладываются в потребительские бренды, когда их основной бизнес выстроен и приносит устойчивый доход. Пять самых показательных примеров перед вами.
Год запуска: 2011
Цифра: 366 млн рублей (выручка в 2012 году)
Инвестиционная Volga Group Геннадия Тимченко своими стратегическими направлениями называет энергетику, транспорт и инфраструктурные проекты. Вложений в производство потребительских товаров у нее всего два: Volga Group купила 30% акций группы компаний «Русское море» (рыба и морепродукты), а также создала новый бренд на рынке питьевой воды — Aquanika. На строительство предприятия на границе Нижегородской и Владимирской областей (три скважины, шесть линий разлива мощностью до 500 млн л в год) Volga Group потратила более 4 млрд рублей. Зачем? По прогнозу Euromonitor International, до 2016 года российский рынок бутилированной воды в натуральном выражении будет ежегодно увеличиваться на 6–8%. Бренд Aquanika появился в продаже весной 2011 года; развивать бизнес были приглашены выходцы из Coca-Cola: Владислав Глаголевский — на должность исполнительного директора (работал в компании до января 2014 года) и Александр Капанин — на должность операционного. Хотя предприятие все еще показывает многомиллионные убытки, расчеты на рост рынка оправдываются — в 2012 году выручка «Акваники» увеличилась втрое по сравнению с предыдущим годом.
Миллиардер: Виктор Вексельберг 3
Бренд: Skovo
Владелец: ГК «Сково»
Год запуска: 2003
Цифра: 1,3 млрд рублей (выручка в 2012 году)
В группу компаний «Сково», выпускающую алюминиевую посуду, входят два предприятия: ЗАО «Завод «Демидовский» в городе Каменске-Уральском и ООО «Сково» в подмосковном Ступино. Производство посуды с антипригарным покрытием существовало на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) и при советской власти, но в отдельное направление («Завод «Демидовский») выделено после вхождения КУМЗ в «СУАЛ-Холдинг» Виктора Вексельберга. Для предприятия было приобретено новое оборудование, технологические лицензии, и в декабре 2003 года зарегистрирована торговая марка Skovo. В 2006 году открылся второй завод в подмосковном Ступино. Сейчас ГК «Сково» находится под управлением компании «Алюминиевые продукты» (объединила активы «СУАЛ-Холдинга», не участвовавшие в сделке слияния с «Русским алюминием») и выпускает 400 наименований алюминиевой посуды и хозяйственных товаров. В ассортименте есть даже походные котелки и канистры.
Миллиардер: Вадим Мошкович 81
Бренд: Чайкофский
Владелец: ГК «Русагро»
Год запуска: 2003
Цифра: 16% российского рынка кускового сахара
До «Чайкофского» на российском рынке сахара брендов фактически не было — одни наименования. В частности, «Русский сахар», выпускавшийся компанией РСТЛ. В 2001 году группа «Русагро» купила 33% акций РСТЛ (полный контроль над предприятием и брендом Вадим Мошкович установил несколько лет спустя после урегулирования акционерного конфликта). К моменту запуска первого собственного розничного бренда «Чайкофский» «Русагро» владела сельскохозяйственными угодьями и несколькими сахарными заводами в Белгородской области. Успех бренда некоторые маркетологи объясняли удачной ассоциацией с Петром Ильичом Чайковским (незадолго до того образ знаменитого композитора использовала в рекламе чайная компания «Май»). «Русагро» стала также новатором в упаковке, начав фасовать кусковой сахар коробки по 0,5 кг вместо килограммовых. По оценке Nielsen, на долю «Чайкофского» в 2013 году приходилось 16% отечественного рынка кускового сахара, на две другие марки «Русагро» — «Русский сахар» Mon Cafe — еще 27% рынка (данные по 24 городам России).
Миллиардер: Олег Дерипаска 20
Бренд: Саянская фольга
Владелец: «Русал Саянская фольга»
Год запуска: 1997
Цифра: 9,4 млрд рублей (выручка в 2012 году)
«Саянская фольга» — единственная продукция группы «Русал» для частного потребителя. Первоначально выпускалась в одном из цехов завода «Саянал» в Хакасии (оборудование — два перемоточных станка). В 1999 году для выпуска фольги «Русал» открывает отдельное предприятие в подмосковном Дмитрове. Сейчас это крупнейший в России производитель бытовой фольги. На «Саянале», поставляющем сырье для дмитровского завода, в 2011 году даже создали технологический центр, занимающийся «внедрением лучших практик» изготовления фольги. На долю фольги в рулонах приходится лишь десятая часть общих продаж «Русал Саянская фольга». Компания производит также алюминиевые контейнеры для продуктов (в расчете на то, что в ближайшем будущем они вытеснят с российского рынка привычные пластиковые), а также фольгу, используемую в парикмахерских при окраске волос, и декоративные капсулы для шампанских вин.
Миллиардер: Андрей Клямко 54
Бренд: Верес
Владелец: «Смарт-холдинг»
Год запуска: 1997
Цифра: $120 млн (выручка в 2012 году)
В 2001 году основатель продовольственной компании «Верес» Андрей Родионцев за $6 млн продал 50% ее акций владельцам «Смарт-холдинга» Андрею Клямко и Вадиму Новинскому (гражданин Украины). Специализация «Смарт-холдинга» — металлургия; холдингу принадлежит около 24% акций «Метинвеста», объединяющего 26 предприятий на Украине, в Европе и США. Родионцев был знаком с Новинским с 1990-х годов, когда скупал для него акции у краинских компаний. Поэтому в просьбе поддержать непрофильный для себя овощной бизнес Новинский и Клямко не отказали. Если до сделки у «Вереса» было только одно предприятие, то теперь — четыре. В год они выпускают более 50 000 т консервной продукции. «Верес» также владеет пятью сельскохозяйственными комплексами (на площади около 7000 га). Все они расположены на территории Украины. Компания экспортирует консервную продукцию более чем в 20 стран мира. Треть ее выручки приходится на поставки в Россию.