АЗЕРБАЙДЖАН. Среди многих проблем, обсуждавшихся на третьем Бакинском международном гуманитарном форуме, темы, поднятые в рамках панели «Актуальные вопросы медиа в условиях глобализации информационного пространства», представляли особый интерес.Особым его можно назвать прежде всего потому, что пользователями продуктов медиаиндустрии являются сотни миллионов людей по всему миру, и число их постоянно растет.
Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог
Выступающие за «круглым столом» и участники дискуссий в кулуарах постоянно подчеркивали, что лицо современных медиа стремительно меняется. Причем эта мысль доминировала вне зависимости от того, обсуждался ли вопрос благоприятной среды для применения новых технологий в современных СМИ или роли журналистики как фактора для лучшего взаимопонимания людей в новом тысячелетии. Подчеркивалось, что взаимопонимание между разными народами, расами, культурами, религиями и социальными группами становится еще более актуальным для укрепления терпимости, связи между традиционной информационной индустрией и стремительно развивающимися социальными медиа.
Можно сказать, что каждое выступление эхом отдавалось в восприятии собравшихся. Так, доцент Колумбийского университета Дэвид Камерон, делясь своим впечатлением от наступления эры новых технологий, заявил: «Мои дети постоянно сидят в Интернете, что я не особо приветствую. Молодые не выходят из соцсетей, с необыкновенной скоростью набивают сообщения на смартфонах, знакомятся, расстаются, дружат, ссорятся и мирятся через глобальную сеть. Однозначно, на смену нам приходит интернет-поколение». Не правда ли, знакомая картина?
Да, современный мир, со всеми, его новостями и событиями стал настолько емким и компактным, что может вполне уместиться в страницу Фейсбука или Твиттера. Возникает вопрос: если социальная сеть обеспечивает ее пользователю необходимую потребность в общении и информации одновременно, то как в этих условиях можно говорить о диверсификации источников информации? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.
По словам все того же доцента Колумбийского университета, «все чаще последние новости мы узнаем из твитов или статутов в Фейсбуке, нежели в СМИ». «Я никогда не понимал Интернет, — признавался он, — и для меня до сих пор важна традиционная пресса — газета, которую можно держать в руках. Но, как мы видим, традиционная пресса не выдерживает конкуренции с социальными медиа».
С ним согласился генеральный директор и председатель правления турецкого информагентства «Анадолу» Камал Озтурк. По его мнению, традиционные СМИ уступают новым социальным медиа, в связи с чем известные газеты и журналы вынуждены закрываться. Озтурк отметил, что будущее за онлайн-газетами.
Турецкий журналист небезосновательно заметил, что статистика и факты являются порой более красноречивыми аргументами, чем многочисленные и весьма убедительные доводы, приводимые в полемике, что важнее — традиционные или новые средства массовой информации. Так, страница в Твиттере поп-звезды Леди Гаги имеет более 30 миллионов подписчиков. Этим едва ли может похвастаться иное популярное традиционное средство массовой информации, будь то газета или информационное агентство.
В то же время социальные сети, наряду с позитивной стороной, таят в себе немало опасностей.
По словам ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого, в них задействован очень мощный психологический механизм.
Новые технологии как ядерный синтез. Они могут быть применены для создания и атомной бомбы, и атомных электростанций. По его мнению, то, что происходит в современных СМИ с помощью современных технологий, — это еще и сфера мощнейшего влияния на человека, на его личность.
Насколько праздны или актуальны все эти суждения с позиции проблем современности — судить читателю, но то, что к ним периодически обращаются и у нас в стране, — факт. Дискурс на эту тему начался не сегодня и будет продолжаться еще долго.
Интересно, что наиболее жаркие дискуссии ведутся вокруг вопроса перспектив традиционной журналистики. Некоторые наиболее радикально настроенные представители блогосферы уверены, что будущего у традиционной новостной журналистики нет, так как ее функцию будут выполнять социальные сети. В то же время практика свидетельствует, что потребность читателя в достоверной, проверенной и доступно изложенной информации обеспечивает нужду в профессиональных журналистских кадрах.
Важно, что сегодня не нужно выбирать между новостными агентствами и социальными сетями. Это разные форматы, у каждого есть право на существование, свои плюсы и минусы и своя аудитория. Роль же профессиональной журналистики в новых условиях лишь возрастает, как возрастает необходимость в профессиональном освещении становящихся все более сложными событий и явлений современного мира.
По мотивам газеты “Азербайджанские Известия”