ТАДЖИКИСТАН. В стране вступили в силу поправки к закону «О периодической печати и других средствах массовой информации», подписанные президентом еще 14 мая. Изменения, которые были внесены в данный закон, в первую очередь касаются порядка запрета деятельности СМИ.
Поправки, которые предлагалось внести изначально, вызвали бурную дискуссию, так как там было прописано, что вопрос о прекращении деятельности СМИ по требованию органов прокуратуры будет решаться не судом, а министерством культуры. Но так как на обсуждение данного проекта поправок в парламенте были приглашены также журналисты, которым дали право высказаться, их мнение было учтено. В частности, выступил корреспондент агентства «Азия-плюс» Аваз Юлдашев, который заявил, что журналисты Таджикистана независимо от формы собственности СМИ, в котором они работают, всегда выступают за мир и стабильность на таджикской земле, процветание родины и рост благосостояния народа. «Мы не меньше любого чиновника любим Таджикистан, – заявил он. – Одним из больших достижений независимого Таджикистан является свобода слова и СМИ».
Юлдашев подчеркнул, что основная проблема, возникшая при обсуждении поправок к закону о СМИ среди журналистского сообщества, состояла в том, что «никто конкретно не знал, о чем идет речь». «Поправки были подготовлены в министерстве культуры в режиме строжайшей секретности и вызвали кривотолки и слухи», – добавил он.
1 февраля четыре журналистские организации Таджикистана – Союз журналистов, Совет по СМИ, Национальная ассоциация независимых СМИ и организация «Хома» – распространили заявление, в котором раскритиковали предложенные правительством поправки к вышеназванному закону. В заявлении отмечалось, что принятие поправок «и есть узаконение цензуры в Таджикистане». В результате проект поправок был отправлен на доработку. Созданная специальная рабочая комиссия депутатов внесла изменения в законопроект. Но так как пресс-служба президента в сообщении о подписанных главой государства 14 мая законах не упомянула о поправках к закону о СМИ, вступление их в законную силу осталось незамеченным, в том числе журналистскими организациями. Это подтвердили сами представили медиаорганизаций. Но, тем не менее, то, что поправки к закону не были приняты в первоначальном варианте, они считают своей пусть маленькой, но победой.
Основные поправки, внесенные в закон, следующие:
Статья 11, прим. 1. Приостановление деятельности средств массовой информации
- При выявлении случаев совершения средствами массовой информации действий, противоречащих их уставным целям, уполномоченный орган государственного учета средств массовой информации рассылает письменные уведомления этим средствам массовой информации и устанавливает срок их устранения.
- В случае несоблюдения средствами массовой информации положений законодательства Республики Таджикистан, Генеральный прокурор Республики Таджикистан или подчиненные ему прокуроры рассылают средствам массовой информации письменные предписания об устранении правонарушений и устанавливают сроки их устранения.
- Если в установленный срок правонарушения, послужившие основанием для вынесения письменного предписания или письменного уведомления, не будут устранены, Генеральный прокурор Республики Таджикистан, подчиненные ему прокуроры или уполномоченный орган государственного учета средств массовой информации вправе обратиться в суд о приостановлении деятельности средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
- Порядок приостановления деятельности средств массовой информации в случае чрезвычайного положения определяется законодательством Республики Таджикистан (ЗРТ от 14.05.2016, №1314).
Статья 11, прим. 2. Прекращение деятельности средств массовой информации
- Деятельность средств массовой информации прекращается по следующим основаниям:
– по решению учредителя;
– в связи с реорганизацией (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) средств массовой информации;
– по решению суда.
- Деятельность средств массовой информации, независимо от наличия государственного учета, прекращается по решению суда. Средство массовой информации, деятельность которого прекращена, не может быть зарегистрировано под другим названием (ЗРТ от 14.05.2016, №1314).
При этом стоит напомнить, что во Всемирном индексе свободы прессы журналистской правозащитной группы «Репортеры без границ» на 2015 год наибольший регресс продемонстрировал Таджикистан. По данным репортеров, Таджикистан опустился в рейтинге на 34 позиции и занял 150-е место среди 180 стран.
Редакторы газет отмечают, что получить официальную информацию стало гораздо сложнее, и журналисты, пишущие критические материалы, вызываются на допрос в правоохранительные органы. Журналистов шантажируют распространением скрытых записей, в частности, видеозаписи интимных связей, взламываются почтовые ящики или страницы журналистов в социальных сетях.
Многие журналисты и редакторы покидают страну или меняют профессию. В интервью IWPR известный таджикский журналист Иброхим Усмонов рассказал, что руководство одного или двух более или менее серьезных СМИ, которые у нас были, покинули пределы Таджикистана. Но даже сидя далеко за пределами страны, они дают указание своим подчиненным, чтобы те не писали слишком жестко.
«Независимые СМИ задаются вопросом: «Если мы напишем против правительства, кто нас поддержит?» В случае противостояния с правительством, кто защитит или поддержит эти издания? Никто! Владельцы изданий предпочли идти по пути наименьшего сопротивления. Ради своей собственной выгоды, ради своей безопасности», – отмечает Иброхим Усмонов.
(По материалу агентства «Азия-плюс»)