РОССИЯ (Санкт-Петербург). Дирекция Государственного Эрмитажа не разрешила коммерческой организации использовать изображение Данаи в рекламе ортопедического матраса, сочтя это неуместным. Об этом сообщила на Санкт-Петербургском международном юридическом форуме начальник юридической службы музея Марина Цыгулева.
«Культурный контент обязательно должен быть, – отметила она, говоря о ситуации с предоставлением прав на использование изображений музейных предметов. – Почему-то неприятна мысль изображения Данаи в рекламе ортопедического матраса, а у нас спрашивали разрешение на это. Есть много вещей, которые претят, и музей должен формировать художественный вкус. Мы не просто должны получать прибыль от приносящей иной доход деятельности, но мы должны также участвовать в формировании общей культуры общества».
Цыгулева пояснила, что решения по таким спорным вопросам в Эрмитаже принимает специальная художественная комиссия с участием искусствоведов.
По словам начальника юридической службы Эрмитажа, казусы при воспроизведении музейных шедевров в коммерческих целях случаются довольно часто. Например, несколько лет назад одно из издательств выпустило в свет новогоднюю открытку с изображением Юдифи, попирающей голову Олоферна, и подписало: «С Новым годом, с новым счастьем».
«Я не знаю, какие мысли были у автора этой открытки, но хочется напомнить суть этого мифа. Юдифь – это символ борьбы иудейского народа против завоевателей. По легенде она в праздничной одежде проникла в лагерь Олоферна и, напоив его, отрубила ему голову и повесила на ворота. Где здесь «новое счастье», я не вижу», – отметила Цыгулева.
Немало проблем в этой сфере, по словам юриста, связано с нежеланием коммерсантов, особенно отечественных, получать официальное разрешение на использовании музейных изображений.
«За 2015 год Эрмитажем заключено 196 договоров с контрагентами-нерезидентами и всего 82 договора с российскими организациями, которые попросили право использовать наши изображения в своей продукции (полиграфической, сувенирной и иной). То есть, иностранцы в 2,5 раза чаще обращаются с просьбой разрешить. Возможно, это особенности менталитета», – считает начальник юридической службы.
В случаях незаконного использования изображений Эрмитажу приходится защищать интеллектуальные права в суде. Так было с предпринимательницей, которая решила обойтись без разрешения музея в использовании шедевров Гейнсборо на своей продукции.
При этом, как отметила юрист, есть немало примеров законного и уместного изображения эрмитажных экспонатов на различных предметах, и музей практикует заключение договоров на их воспроизведение с организациями уже много лет. «Эрмитаж первым в России ввел договорную практику о передаче прав на использование изображений произведений», – напомнила Цыгулева.
По ее словам, в 2015 году Эрмитаж заработал 17 млн рублей на предоставлении права воспроизведения музейных предметов.
(По сообщению ТАСС)