НАВСТРЕЧУ ФЕСТИВАЛЮ «ОТКРЫТАЯ ВОЛГА». Началась регистрация, аккредитация и приём конкурсных работ на главное событие года в сфере территориального маркетинга, брендинга и рекламы туризма www.Volga.events . В рамках подготовки к фестивалю «Рекламный совет» продолжает публикацию материалов о территориальном брендинге, стараясь учитывать разные мнения о созданных брендах, принятых и используемых или только создаваемых. Ведь не секрет, что Россию накрыла волна брендирования территорий. Области и города, большие и малые, один за другим создают логотипы, задача которых – лаконично отразить позитивный и привлекательный образ региона. Это – один из материалов, в котором речь пойдёт о дискуссии, развернувшейся в Архангельской области по поводу нового бренда.
Одна из московских компаний по заказу правительства Архангельской области представила решение бренда региона. Казалось бы: нелепый, плохо читаемый набор цветных палочек и галочек. Однако создатели эмблемы уверяют, что в их разноцветном творении скрываются и Арктика, и белые медведи, и деревянные мельницы, и подводные лодки, а ещё космические ракеты, рыба, морошка, леса. Словом, в него умудрились втолкнуть абсолютно всё, что может предложить туристу Русский Север.
– Президент Владимир Путин сказал, что национальная идея – это патриотизм. А когда видишь этот рисунок, не понимаешь, где, в каком крае живёшь. Мне все объясняют, что там есть ракеты, где-то есть белый медведь, где-то ещё чего-то. Ничего в этом нет. Символ, который надо объяснять, не является символом. Он является или погонялом, или кличкой собачьей какой-то. Я считаю, что не совсем в здравом разуме люди, которые могли заказать это изображение. В этом знаке я вообще ничего не вижу, кроме оскорбления, – в таких резких выражениях охарактеризовал предложенный символ области художественный руководитель Архангельского молодёжного театра Виктор Панов.
Кажется, что авторы нового туристического бренда, чтобы объять необъятное наследие Поморья, не стали долго думать над идеей и пошли по такому же простому пути, который обозначен в одном из мультфильмов «Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек. А ещё добавим ножек – получился осьминожек»…
Вот так и получилась пощечина общественному вкусу.
А ведь любой логотип, согласно законам восприятия, воздействует на эмоции аудитории, он обязан быть оригинальным и хорошо запоминаться. Авторы этого радужного солнышка уверяют: «Бренд должен поднять самооценку северян и дать им повод для гордости своим краем». Так сказать, берите и гордитесь. Но, судя по первым откликам самих северян, несколько разноцветных палок, символизирующих Архангельскую область, со своей задачей не справились.
Вот лишь некоторые мнения из социальных сетей:
«Сам по себе рисунок, может быть, и неплохой, хотя и довольно типичный. А вот расцветка и правда неудачная. Тут, действительно, ассоциации с больными людьми и просто ненужная и безвкусная пестрота. Разработчикам стоило бы поизучать цветовую гамму северных костюмов».
«Очередные креаклы вызывают лишь раздражение отсутствием в том числе творческого подхода и профессионализма».
«Дайте карандаш и бумагу двухлетнему ребёнку. Он вам бесплатно нарисует более интересные «логотипы». Жуть!»
И вся эта жуть обошлась бюджету Поморья почти в 300 000 рублей.
После презентации эмблемы из цветных палочек официальный информационно-туристский портал Архангельской области поспешил опубликовать слова губернатора региона Игоря Орлова: «Мне очень нравится предложенный вариант логотипа и фирменного стиля. Он профессионально и убедительно выполнен, хорошо передаёт характер нашего региона и его огромные возможности, причём не только туристические».
Губернатор, конечно, имеет право на своё мнение, как и каждый из нас. Но как оказалось, новый турбренд Поморья передаёт характер не только нашего региона, но и одной из немецких туристических организаций, и цифровой телекомпании Voice TV, и даже Астраханской области! Всё исполнено как под копирку. Потому понятны вопросы людей в соцсетях: зачем за «новый» турбренд вообще платили деньги? Зачем нанимали выпускников Британской высшей школы дизайна? Ведь мало того, что не все с первого раза могут понять, что изображает их творение, так теперь ещё областному правительству за свои собственные деньги придётся краснеть за эту дорогую неоригинальность. Но, как говорится, хозяин – барин.
– Эта дизайнерская находка может быть применима к любому региону, к любому городу. Она не конкретна и по цвету, и по позиции, – считает профессор САФУ имени Ломоносова, краевед Юрий Барашков. – Это вообще эскиз, набросок, в котором и мысли-то нет. Удивляюсь, что она понравилась Игорю Анатольевичу Орлову. Чему там нравиться? Там нет Архангельской области абсолютно. Она отсутствует. Те, кто разработали этот логотип, они наверняка в Архангельске-то не были! Там Архангельска-то нет.
Радужная снежинка многим напомнила эмблемы гей-движения. А в соцсетях появились споры: не меньшинствам ли новый бренд посвящён, которые таким образом всё смелее и явственнее демонстрируют свою человеческую суть, так чуждую нормальному российскому обществу.
Во всём мире региональный брендинг нацеливает людей на понимание того, что они живут в туристической зоне, интересной путешественникам. Узнаваемые логотипы в значительной степени влияют и на продажи всех сопутствующих туриндустрии товаров. Можно предположить, что подобный абстракционизм – всего лишь модное веяние. Но что делать, пока появится другое? Менять логотип? Снова платить деньги?
Вот и известный фотохудожник Николай Гернет заявил, что «достаточно спорно» относится к цветовому решению бренда: «Потому что в Архангельской области есть свои традиционные цвета – мезенская роспись, каргопольская игрушка и так далее. Поэтому бренд на удивление по-разному смотрится для меня лично в цвете и в монохромном виде. Вот в монохромном виде он, действительно, похож на ту самую птицу счастья, а в цвете выглядит для меня лично как-то раздражающе».
Многих сегодня возмущают два обстоятельства: почему разработку логотипа отдали московским, а не местным дизайнерам, и почему не был проведён открытый конкурс на его создание?
– Это сама по себе психология раба. Мы сидим в Архангельске, мы знаем, что такое наш город и наша область. И вот нужно было кому-то отдать разработку в Высшую школу британского дизайна, – говорит народный художник России Дмитрий Трубин. – Вот британцы или москвичи обязательно сделают лучше! Им совершенно наплевать на наш город, на нашу область. Их это не интересует. В лучшем случае их интересуют деньги. В предложенном рисунке нет ни формы, ни содержания. Вообще нет ничего. Это может принадлежать как эмблема любому региону страны. Там весь спектр цветов. Север вообще холодный край холодных сдержанных цветов. Мы не можем выглядеть, как Африка, всеми цветами радуги раскрашенная. Логотип не приживётся здесь.
Но, как оказалось, новый турбренд – только начало. Вместе с ним был представлен и брендбук всего проекта. Вот так, по мнению всё тех же московских дизайнеров, выглядит, например, карта Архангельской области. Если посмотреть внимательнее, легко увидеть массу «ляпов» безграмотных картографов. Соцсети:
«Все увидели, что в Архангельской области только в одном месте растут ёлки, как и морошка, что у нас плавает одна рыбина».
«А в Северодвинске что за бардак? Почему там тортик с вишенкой нарисован?»
«Храм Спаса на ядерном могильнике. А Северодвинск-то в Лопшеньге».
Новый брендбук уже представили в Тбилиси, где состоялась встреча представителей туриндустрии России и Грузии. На ней были представлены туристские возможности Архангельской области. И, конечно, новый турбренд, как написано на одном из официальных сайтов, «вызвал неподдельный интерес среди участников международного мероприятия». Думается, многие на том форуме порадовались, что российские регионы в упорных стараниях заполучить новые бренды всё чаще теряют индивидуальность. Уподобляются западной комиксовой эстетике – без смысла и без харизмы. Такой вот брендовый унисекс, который как чемодан без ручки: и выкинуть жалко – всё-таки деньги уже заплачены, и нести неудобно. Никак апологеты западных традиций не могут успокоиться и всё активнее приколачивают к нашей стране и внедряют в наше сознание далёкие от нашего миропонимания символы и смыслы.
Кстати, слоган нового логотипа пока не определён. Есть, правда, рабочий вариант: «Архангельская область. Максимум впечатлений». А от чего заезжий человек может их получить, погостив на поморской земле? Ведь как бы не были привлекательны те же Соловки или Малые Корелы, Кенозерье и космодром, до них ещё нужно суметь комфортно добраться. Вот и исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе уверена: без серьёзных инвестиций в инфраструктуру туризм в Поморье развиваться не будет.
– Плохие дороги, плохая коммуникация между теми или иными городами, которые легко можно было бы объединить в один маршрут. Слабое авиационное сообщение с другими регионами, с Большой землёй недостаточное. Это те задачи, над решением которых надо сейчас нам всем сосредоточиться, это те проблемы, которые нужно решать государству, региональной власти с подключением федеральных органов власти, – считает Майя Ломидзе.
Власти региона увлечены разработкой, скорее, красивой упаковки, а не начинкой безусловно вкусного турпродукта – «Архангельская область». А ведь создание логотипа не должно быть самоцелью. Его появление – это часть большой и глубокой работы по превращению Поморья в центр притяжения туристов. Пока же телегу поставили впереди лошади. И телега эта оказалась старой, скрипучей, готовой в любую минуту развалиться, как бесценные церкви Каргополя. А лошадь – далеко не арабский скакун. Не украсит её ни дорогой плюмаж в виде разноцветного логотипа, ни красивая попона, под которой скрываются впалые бока дорожных рытвин, грязные туалеты, недоразвитая гостиничная инфраструктура и неоправданно высокие цены за сервис сомнительного качества.
(Соб. инф. по материалам газеты «Правда Севера»)
Материал опубликован в рамках подготовки фестиваля «Открытая Волга».
Для информации
Фестиваль «Открытая Волга – 2016» – уникальная возможность посетить мастер-классы мировых бренд-гуру в области странового маркетинга и брендинга из России, Беларуси, Казахстана и Украины, пообщаться с ними, ознакомиться с лучшими примерами продвижения регионов и развития туризма, принять участие в творческих конкурсах в различных номинациях. В состав группы экспертов и спикеров фестиваля входят не только профессионалы маркетинга и рекламы высочайшего класса, но и те, от кого зависит выбор подрядчиков для выполнения творческих работ по продвижению регионов – представители региональных администраций и федеральных ведомств.
Участники фестиваля гарантированно получат новые знания, идеи, возможность заявить о себе. Им также будет предложена познавательная и увлекательная культурная программа.
Международный творческий фестиваль территориального маркетинга и рекламы «Открытая Волга – 2016» пройдёт 15 – 17 июня 2016 года на берегу реки Волги в новом Ледовом дворце города Чебоксары (Чувашская Республика)
Контакты по конкурсу: АНО «Центр развития рекламной индустрии» (Москва) – организация конкурса, сбор работ (8-495-589-56-88, Participant1@grandawards.ru, Полина Рассел).
Контакты по аккредитации: ООО «ИМА.Пресс-центр» (Санкт-Петербург) – аккредитация участников на фестиваль, организация международной конференции, рабочей и культурной программ (8-812-321-26-54, open@volga.events, Ирина Анфиногенова).
Facebook: www.facebook.com/groups/Volga.events.