КИТАЙ. В Китае и западным брендам не всегда просто работать. Они часто делают то же самое под названием, похожим на западное, а на самом деле это какая-то китайская фирма, копирующая что-то, с виду похожее на западное, такой у них метод
У нас тоже это применяется. В свое время на российском рынке была дизайнерская одежда «Том Клайм», на самом деле это был наш человек по имени Анатолий Климин, а для кого-то слышалось, как «Клайм»… Этот метод широко применяется на китайском рынке в товарах народного потребления в использовании имитирующих или похожих по звучанию названиях в разных областях. По сути вся номенклатура и так может быть произведена в Китае, они делают это по заказам западных брендов, и ничего не мешает сделать то же самое под другим названием и продавать у себя, если это пойдет. Конечно, многие западные бренды этим недовольны, но ничего всерьез сделать не могут, так как если они располагают своим производством, а Китай знает технологию, и процесс налажен, то как можно требовать потом, чтобы они не сделали что-нибудь похожее и параллельно не стали это сохранять?
Что касается брендов российских на китайском рынке – к примеру, в области продовольствия есть большой ресурс. Теоретически могло бы быть производство российское, ориентированное исключительно на Китай. Это возможно, но этого пока нет. Проблема не в том, что нас не пускают в Китай. Просто пока нет масштабных проектов такого рода, ориентированных на выпуск продовольствия, предназначенного именно для Китая. Если продовольственные бренды и есть в России, надо учесть, что многие из них по виду только российские, а на самом деле они принадлежат иностранным компаниям, и это тоже одна из фикций нашей страны. Допустим, молочные и охладительные продукты – все подмято, все принадлежит иностранцам. Все крупные производители, а это 70-80% рынка, контролируются транснационалами. Остаются только локальные, очень небольшие. Если компании и выходят на рынок, то опять же под какими-то китайскими брендами, в любом случае они не будут выходить через Россию, это не имеет смысла никакого. Товарный импорт из России в Китай – это сырьевой, он вообще не требует никаких брендов. Машиностроение сокращается, то есть нет такого, чтобы проблема брендов мешала продавать кому-то в Китае.
Потенциально еще существует проблема в защите интеллектуальной собственности. На западе защита интеллектуальной собственности очень мощная, разработанная. Она и очень дорогая. Патентовать что-то на каждом рынке, получать товарный знак и т. п. для того, чтобы запатентовать продукцию, – для этого требуются большие финансовые вложения, это могут позволить себе только крупные игроки, знающие, что потом отобьют все это, что смогут поддерживать контроль, отстоять юридические права, иметь возможность судиться на самом высоком уровне. И то западные крупнейшие корпорации, как известно, имеют проблемы с Китаем, не всегда им удается в полном объеме осуществить охрану интеллектуальной собственности и авторских прав и всего, что связано с использованием брендов, настолько это крупная страна с большим рынком. Даже они не в состоянии это сделать.
А в России, где и собственных брендов, собственно говоря, нет, но при этом им при случае конкуренции на китайском рынке придется так же вкладываться в эту охрану, говорить об этой проблеме еще рано. Сначала надо создать базу для экономической экспансии российских товаров и убедиться при этом, что ее объемы, возможности и компании, которые заинтересованы в продвижении своих брендов, явно существуют.
Источник: Деловой журнал ChinaPRO