РЕКЛАМА. МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ (Германия). Напомним нашим читателям, что в Германии областью маркетинговых коммуникаций занимаются две неформально связанные друг с другом организации – Wettbewerbszentrale, которая является крупнейшим и наиболее влиятельным общенациональным и трансграничным саморегулируемым учреждением для обеспечения права жалоб на недобросовестную конкуренцию, и Deutscher Werberat (Немецкий рекламный совет) – саморегулируемый орган, объединяющий рекламные агентства, рекламодателей и средства массовой информации (о нём мы рассказывали недавно, в частности об их борьбе с сексистской рекламой, см. здесь).
А сегодня мы продемонстрируем случай, когда саморегулируемый орган Германии вынес решение, которое в дальнейшем было оспорено в суде. Бывает и такое.
Юридический спор между Wettbewerbszentrale и косметической компанией Beiersdorf, продающей косметические продукты под маркой NIVEA, возник в начале 2015 года, когда в окружной суд Гамбурга была подана жалоба, содержащая возражения против продукта Mogelpackung. Жалоба была удовлетворена, и продукт в данной упаковке был запрещён как вводящей в заблуждение потребителей.
Компания Beiersdorf не согласилась с решением саморегулируемого органа и окружного суда Гамбурга и обратилась в Федеральный суд. Федеральный суд отменил приговор и предоставил компании право разрабатывать упаковку для крема. Суд заявил, что клиент не может быть обманут в отношении количества крема или размера тигля, содержащегося в упаковке.
К фактам
Компания продаёт косметические продукты NIVEA в картонных коробках высотой около 7 см, а баночка, которая располагается внутри коробки на «картонной подставке», имеет размер всего 4 см. Количество крема указано на дне. На одной из сторон изображён тигель с подписью «Изображение продукта соответствует оригинальному размеру».
Всё начинается с внимательных потребителей
В отличие от окружного суда, Федеральный суд считает, что потребитель не вводится в заблуждение размером продукта, изображённого на упаковке, и фактическим размером продукта. Судьи ссылаются на аналогичные ситуации с покупкой продуктов питания. Здесь потребитель регулярно принимает решение о покупке в зависимости от состава продукта и не ориентируется только на упаковку. То же самое, по мнению Федерального суда, относится и к крему для лица. По крайней мере, покупатель продукта, когда берёт его с полки, распознаёт размер и вес баночки.
Последствия данного решения для потребителей и предпринимателей
Данный вердикт Федерального суда вызвал неоднозначную реакцию в среде маркетогов и предпринимателей.
«Вердикт неудовлетворительный для компаний, которые стремятся к честной и справедливой упаковке»,
– посчитал доктор Рейнер Мюнкер, член исполнительного комитета Wettbewerbszentrale.
В Wettbewerbszentrale продолжают считать, что нет никакого объяснения тому, что упаковка продукта NIVEA должна выглядеть на полке значительно больше, чем непосредственно баночка для крема, находящаяся внутри. Тем более речь идёт об упаковке, превышающей почти в два раза реальный размер банки для крема, которая, в свою очередь, содержит только 50 мл сливок.
«Сомнительно, действительно ли потребитель будет так же внимателен к покупке крема для лица в аптеке, как считают в Федеральном суде. Законодательство предполагает, что потребитель должен ориентироваться на реальный размер упаковки и ему нужна любая защита, чтобы его не обманули с количеством продукта. Если в прецедентном праве теперь будет говориться, что потребителя не обязательно чётко ориентировать на реальный размер упаковки, так как у него должен быть жизненный опыт, тогда нормативная норма будет неэффективной в будущем»,
– продолжил Рейнер Мюнкер.
В любом случае, сообщества потребителей должны более внимательно рассмотреть это решение, считают немецкие саморегуляторы.
Для информации
Wettbewerbszentrale является крупнейшим и наиболее влиятельным общенациональным и трансграничным саморегулируемым учреждением для обеспечения права на недобросовестную конкуренцию. Его миссия состоит в содействии справедливому бизнесу и справедливой экономической конкуренции посредством юридических исследований, юридических консультаций, информации и правоохранительной деятельности.
П.СЕРГЕЕВ