УКРАИНА. В Харькове находится единственный в стране, а, может быть, и во всём СНГ, Музей рекламы, в котором собраны сотни экспонатов, рассказывающих о становлении и развитии рекламы с середины XIX века по настоящее время.
Восемь лет назад музей открыли в здании рекламного концерна «Харьков на ладонях», сотрудники которого, заручившись помощью специалистов Исторического музея, и собирали коллекцию.
Теперь же посетители могут увидеть, какие креативные вывески создавали дореволюционные рекламисты при отсутствии компьютерной техники, как оригинально привлекали покупателей производители сладостей и духов.
Креатив. Первые производители конфет в Российской империи привлекали покупателей упаковками и вкладышами
Среди самых ценных экспонатов музея – столетний рекламный справочник Харькова, денежный чек 1942 года, призывающий население открывать денежные счета на почте, первый украинский комикс с рекламой батареек и фонариков.
Также представлены коллекции значков, этикеток, образцы политической, социальной, наружной рекламы и газетные объявления.
Крышки ящиков – как реклама конфет
В музее хранят крышку деревянного ящика из-под карамели 1897 года, которая использовалась как наружная реклама. «Раньше печенье и карамель поставляли в магазины в деревянных ящиках. А так как не все магазины могли себе позволить специально изготовить рекламу или хотели сэкономить, торговцы брали верхние фанерные крышки от ящиков с красочной картинкой печенья либо карамели и развешивали их над витринами», – рассказала директор музея Наталия Лантвоева.
Конфетные обертки превратились в пазлы
Фабрика товарищества «С. Сиу и Ко» появилась в конце XIX века, когда в Российской империи было уже несколько крупных процветающих кондитерских производств. Но фирме удалось стать популярной благодаря продуманной рекламе и разнообразной упаковке. Так, на обертках от конфет и шоколада были картинки с заданиями наподобие современных пазлов. Покупателям предлагалось разрезать их по линиям и сложить свои варианты людей с разными носами.
Жвачки с вкладышами времен перестройки
Откликнувшись на просьбу директора Наталии Лантвоевой, сотрудники рекламного концерна принесли в музей множество этикеток, оберток жвачек, шоколадок и безалкогольных напитков периода перестройки. В коллекции есть упаковки жевательной резинки Turbo, растворимых напитков Yupi, Zuko. «Многие дети и подростки того периода собирали вкладыши жвачек, обменивались ими. Наши посетители с улыбкой вспоминают товары из этой коллекции», – говорит Наталия.
На свидетельстве – «реклама» империи
В центре экспозиции – свидетельство ремесленной управы за 1914 год, разрешающее харьковчанину заниматься макаронным и кондитерским делом. Документ, несмотря на всю важность, весьма красочный, поскольку рекламирует империю. На нем – гербы Харькова и Москвы, Успенский и Благовещенский соборы, изображения памятников Александру I и Николаю I.
«Харьков в кармане» 100 лет назад
Еще до революции горожане пользовались рекламными справочниками, такими, как «Весь Харьков в кармане». И уже тогда, в 1913-м, информация в нем была очень разнообразной: данные о больницах, правила пользования телефоном, транспортом и другое. В начале XX века рекламные агентства уже занимались саморекламой, удачно дополняя ее женскими образами.
Креатив XIX века: торт «Полюби меня» и сладости с ангелами
Креативным продвижением товара в XIX веке прославилось кондитерское товарищество «Эйнемъ». Продукция московской фабрики имела оригинальные названия, например шоколад «Ну-ка, отними!», торт «Полюби меня». Особое внимание уделяли внешнему виду упаковки: коробки со сладостями отделывали шелком, бархатом, внутрь вкладывали фигурки ангелочков, театральные программы и ноты. А еще с помощью упаковок и вкладышей покупателям рассказывали об истории и народах. Фантики от какао, которое впервые в Российской империи стал производить именно «Эйнемъ», были похожи на листы энциклопедий или географического атласа.