РОССИЯ. Депутат Госдумы и член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев направил обращение министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой поднять на уровне ВТО и международных судебных инстанций вопрос о недопустимости использования иностранными компаниями при производстве и торговле алкогольными напитками наименования «Водка» и латинского написания названия исконно русского напитка Vodka.
По мнению законодателя, пишут «Известия», право на использование этого бренда должно быть закреплено исключительно за Россией как страной, в которой впервые возникли это слово и технология производства современной водки, используемая иностранными производителями.
Как заявляет Михаил Дегтярев, в мировой практике уже существуют примеры борьбы за алкогольные бренды и названия. Так, в соответствии с Мадридским договором 1891 года название «Шампанское» (Vin de Champagne) было юридически защищено и закреплено за игристым вином, произведенным в одноименной области Франции, в других странах мира до сих пор нельзя использовать это название. Аналогичная ситуация и с коньяком. Франция обеспечила себе эксклюзивное право на название этого алкогольного напитка.
В СССР и России производились и производятся игристые вина с названием «Шампанское», например «Советское шампанское». Однако использовать это слово российские производители могут только на кириллице и только внутри страны, а при экспорте за рубеж вынуждены использовать наименование «игристое вино». То же касается и экспорта коньяка. Так может называться только алкоголь, произведенный в определенном департаменте Франции – Шаранта, при этом отечественный или армянский коньяк, которые продаются в России, не имеют права под этим названием экспортироваться за рубеж. В международной практике аналоги коньяка принято называть «бренди».
По мнению депутата, получение Россией эксклюзивного права выпускать напитки под наименованием «Водка» сможет принести стране дополнительную выгоду в крупном объеме и лишит иностранные компании возможности выпускать под русским брендом алкогольную продукцию. В последние годы, по разным оценкам, мировой рынок продажи водки оценивался в $50 млрд.
– Европа так ревностно относится к своим национальным брендам, а мы почему-то не можем заявлять права на свое. Бренд «Водка» закреплен за Россией десятками независимых экспертных исследований, международный арбитраж в 1970-х также подтвердил наши права. Российский бренд «Водка» бессовестно используется производителями многих стран, и в сегодняшней ситуации нужно предъявить права на него. Это может пополнить бюджет страны, также при грамотном подходе мы сами можем увеличить объемы экспорта нашего продукта, – отметил Михаил Дегтярев.
Спор вокруг принадлежности слово «водка» уже имел место в современной истории. В 1978 году Польша обратилась в международный суд с иском о признании за ней исключительного права на бренд «Водка». Тогда польские чиновники утверждали, что название «водка» возникло на бывших территориях Польского королевства. В результате четырехлетних споров при участии советского историка и кулинара Вильяма Похлебкина СССР удалось доказать, что в Польше алкогольный напиток под названием «водка» начал производиться в начале XVI века, тогда как в России – в первой половине XV века (в источниках упоминается впервые в первой половине XVI века).
На сегодня некоторые польские исследователи утверждают, что слово wódka можно обнаружить в судебном акте от 1405 года, составленном на территории Польши. Оппоненты, любящие искать истину в глубокой истории, им на это могут ответить, что за 20 лет до этого Польша заключила унию и фактически объединилась с Литвой, которая на тот момент была по сути русским государством, по большей части состоящим из древнерусских княжеств и с доминирующим православным населением.
Кроме этого, польское слово wódka фонетически звучит как «вудка», тогда как во всем мире используется в большинстве случаев латинское написание vodka, абсолютно созвучное с русским названием.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отметил, что идея законодателя поможет обратить внимание и на ряд проблем, связанных с экспортом водочной продукции за рубеж и нехваткой государственной поддержки производителей.
– Есть конкретные задачи, которые надо решить, но делается это не сверху, а снизу – например, путем создания таких организаций, как ассоциация «Русская водка». Если же привлечь к работе торговые представительства в странах – потребителях этого продукта, если определить условия и должным образом поддержать наш национальный продукт, то мы за ближайшие пару лет сможем повысить уровень экспорта вдвое. Но для этого нужна хорошая команда и реальная стратегия действий, – отметил он.
В 2006 году в ЕС вспыхнул спор, что же называть водкой. В результате года разбирательств, которые потом назвали «водочной войной», комиссия Европарламента завершила голосованием споры разных стран и признала водкой 40-градусный алкогольный напиток, изготовленный с использованием картофеля, зерна или патоки. Напитки с применением сахарной свеклы и цитрусовых было предложено называть «смешанной водкой». Соответствующие правила в итоге отразились и в Регламенте ЕС от 15 января 2008 года №110/2008.
Сегодня во многих странах мира производители алкогольной продукции без лишних проблем называют ее водкой. В той же Польше можно встретить водку Wyborowa, Wyborna zytnia, Mazowiecka zytnia, Bosmanska и др. Шведская компания V&S Group выпускает одну из самых популярных водок в мире – Absolut. В Финляндии выпускается также популярная в разных странах мира водка Finlandia. Британская компания Diageo производит знаменитую водку Smirnoff. SKYY Vodka и SAVVY Vodka наряду с десятками других наименований водок, в том числе и Stolichnaya, выпускаются в США. Продукцию, называемую водкой, также производят в Австралии, Австрии, Эстонии, Франции (Vodka Mariette), Германии (Vodka Rachmaninoff и Gorbatschow), Италии (VKA Vodka), Нидерландах (P.i.n.k Vodka), Турции (Lokka Vodka), Швейцарии и других странах. В Индии производится Vodka Romanov.
Примечательно, что в 2014 году Франция экспортировала за рубеж 161 млн л водки против 154 млн л традиционного для страны коньяка.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз рассказал «Известиям», что в последнее время в России произошло падение импорта водки и если еще недавно поставляемая из-за рубежа водка составляла 5 – 6% от продаваемой в стране, то сейчас этот показать снизился до 1 – 2%. При этом ряд иностранных производителей открыли свои производства в РФ.
– Прежде 85% ввозимой водочной продукции шло к нам с Украины. Но сейчас многие компании открыли свои заводы у нас. Сейчас у нас есть и Nemiroff, и «Хортица», и другие. Что же касается общей популярности этого напитка в мире, то за последние 30 – 35 лет его продажи значительно выросли, – рассказал Вадим Дробиз. – И речь не только о традиционно водочных странах: РФ, Украине, Беларуси и Польше. Водку полюбили и в США, у них второе место после нас по потреблению этого напитка. Поэтому многие из стран сами ее производят. На мировом рынке водка российского производства составляет всего несколько процентов.