РОССИЯ (Белгород). Депутаты Горсовета на последней сессии внесли изменения в правила благоустройства областного центра и утвердили документ, регламентирующий порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций и вывесок.
Издание «Белгородский бизнес-класс» ознакомилось с его содержанием и попросило прокомментировать некоторые положения главного архитектора Белгорода Галину Горожанкину, принимавшую непосредственное участие в разработке документа.
По ее мнению, новые правила имеют «прикладной характер» и станут большим подспорьем в работе как рекламных агентств, так и представителей бизнеса. Главным плюсом документа являются наглядно-графические примеры, которые четко указывают, в каком месте, в каком формате и в каком размере можно размещать наружную рекламу и информационные вывески. Что можно и что нельзя. Детально прописаны типы и виды рекламных конструкций.
По словам Горожанкиной, принятию документа предшествовали публичные слушания. Объявление о времени и месте их проведения было выставлено заранее на сайте городской администрации, и каждый заинтересованный горожанин мог принять в них участие. Но, к сожалению, слушания прошли в малочисленном составе.
– Никто, по сложившейся практике, не проявил интереса к опубликованному на сайте администрации проекту положения, не прислал нам ни единого замечания, предложения. С гражданской активностью населения у нас туговато, впрочем, как и с активностью нашего художественного и бизнес-сообщества. Но я совсем не удивлюсь, если сейчас на просторах интернета и в СМИ объявятся «запоздалые эксперты», которые любят критиковать принятые законы и регламенты «постфактум», но при этом никак не проявляют себя в реальной жизни, – высказала предположение Галина Горожанкина
Она уточнила: принятое положение – не догма. Это прежде всего документ, который должен работать на улучшение городской среды, поэтому в него, конечно же, могут вноситься изменения и дополнения.
Эпоха баннеров, растяжек и световых коробов закончилась. Наступает эра передовых технологий и медийности. Главный модный тренд – курс на динамичные рекламные конструкции: призматроны, скроллеры, видеоэкраны. Фасады жилых домов будут украшать медиаконструкции из светодиодных модулей. По мнению главного архитектора Белгорода, городская реклама должна становиться технологичнее, это требование времени.
Первые шаги в этом направлении уже делаются. Навсегда ушли из типологии магистральные щиты с габаритными размерами 3×6 метров. Внутри городской территории они заменяются сомасштабными форматами. В частности, скроллерами размером 2,8×4,2 метра. Это уже не статичная, а динамичная конструкция, делающая определенный шаг вперед.
Эксплуатация конструкций, предполагающих электронную технологию смены изображения, допускается только при наличии положительного заключения независимой светотехнической экспертизы. Как пояснила Галина Горожанкина, этот пункт включен в положение лишь с одной целью – для обеспечения безопасности использования электронных технологических устройств. К слову, данный вопрос федеральным законодательством никак не регламентирован, поэтому у муниципалитета здесь «развязаны руки», бизнесу придется подчиниться.
Согласно новым правилам, заключение договора с собственником земельного участка, здания и иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, не является основанием для размещения рекламной конструкции, а служит лишь обоснованием для обращения в местный орган самоуправления для получения разрешения на установку конструкции. Так что больше никакого самоуправства, иначе конструкция будет обречена на демонтаж.
Главное требование нового положения – рекламные конструкции должны соответствовать документам территориального планирования и внешнему архитектурному облику сложившейся застройки. Вопрос вызвал неоднозначную реакцию прокуратуры, которая усмотрела в понятиях «искажение целостности восприятия архитектуры» и «создание равноценного информационного пространства в интересах всего населения» юридическо-лингвистическую неопределенность. Архитектура была вынуждена конкретизировать и дополнить ряд понятий, таких, как «архитектурная композиция», «историко-градостроительная среда» (ситуация), «целостность восприятия архитектуры» и др.
Архитектура сдержала обещание навести порядок с цветом и размером рекламных конструкций, прописав требования документально. Больше никакого разномастного «Шанхая». Конструктивные элементы рекламоносителей обяжут делать в единой цветовой гамме. В данном случае – серой (RAL 7037). Для конструктивных элементов рекламной конструкции, на которой будет размещена исключительно социальная реклама, допускается использование трех цветов: RAL 6029 (мятный зеленый), RAL 1021 (рапсово-желтый) и RAL 9003 (сигнально-белый).
Не допускается эксплуатация пустых рекламных конструкций или с надписями «сдается», «свободное поле», «здесь может быть ваша реклама». Кроме того, запрещено устанавливать рекламные конструкции на стационарных ограждениях парков, скверов, дворовых территорий, территорий организаций, автостоянок, торговых и спортивных комплексов. Также запрещено размещать рекламу в виде надписей, рисунков, нанесенных непосредственно на фасады зданий, на поверхность тротуаров, пешеходных дорожек, площадей, проезжей части автодорог.
Озвучены и четкие требования к вывескам. Запрещено использование баннерной ткани и заклейка окон. Четко оговорены размеры конструкций. К примеру, длина вывесок, устанавливаемых на крыше объекта, не может превышать половину длины фасада. Высота вывесок на крыше не должна превышать 0,8 м для одно-, двухэтажных объектов. Максимально допустимые размеры вывески-меню составляют 0,6 метра (ширина) на 0,8 метра (высота). Запрещены вывески на шлагбаумах, лестницах, а также на крышах зданий, признанных объектами культурного наследия. Группа вывесок должна размещаться на одном уровне по единой горизонтальной оси. Размещение информационных конструкций на внешних поверхностях торговых, развлекательных центров, кинотеатров возможно только при наличии дизайн-проекта.
– Вывески на фасадах зданий предпринимателям все-таки придется согласовывать. Хотя бы на переходный период, поскольку мы хотим навести порядок в этой сфере, а многие хозяйствующие субъекты не готовы к самостоятельному «дизайн-плаванию». Просим отнестись к этому вопросу с пониманием, – сказала Галина Горожанкина.
К слову, серьезное стилистическое преобразование ожидает и главную «въездную» улицу Белгорода – Богдана Хмельницкого. Уже разработан ее дизайн-код, и в ближайшие 1,5 – 2 года она изменится до неузнаваемости. Это пилотный проект городской архитектуры, охватывающий обе стороны Богданки от университета до аэропорта. Все фасады на этой улице будут выдержаны концептуально по колористике, что придаст магистрали определенный шарм. Цветовая гамма сдержанная. Фасадные материалы –декоративная штукатурка, композитные панели.
«С фасадами закончили. Сейчас прорабатываем в проекте вывески и ночную подсветку зданий. В первую очередь, дизайн-код предназначен для новых строящихся и реконструируемых объектов, но считаться с ним в конечном итоге придется всем хозяйствующим субъектам этой улицы», – пояснил новый главный художник города Тарас Костенко, известный белгородцам больше как автор полюбившихся скульптур «бабушки у театра», «девочки на шаре», «дворника» и «челноков». Как сообщил Тарас Костенко, дизайн-кодом в будущем обзаведется Сумская улица, а также ряд центральных улиц Белгорода.