РОССИЯ (Москва). Один из крупнейших игроков на мировом рынке бренд-консалтинга – Interbrand – не будет более мерить российские бренды в своем глобальном исследовании. Компания закрыла московский офис, распустила сотрудников и отозвала франшизу. Штаб-квартира связывает свое решение с экономическими причинами, а бывшие сотрудники увидели в нем политический мотив.
Что на самом деле случилось с российским Interbrand, сообщает Sostav.ru. Interbrand – международное бренд-консалтинговое агентство, основанное Джоном Мерфи в 1974 году в Лондоне. Сегодня Interbrand обединяет 33 офиса в 27 странах мира и входит в холдинг Omnicom Group. Агентство также известно своим ежегодным исследованием Best Global Brands, в котором уже на протяжении 14 лет собирают ТОП-100 самых дорогих брендов мира.
На российский рынок агентство вышло в 2005 году. Тогда Андрей Матузов, президент холдинга Eurasia Marketing Communications Group (EMCG), приобрел франшизу для открытия московского офиса агентства Interbrand (юридическое лицо ЗАО «Бренд девелопмент системс»). Представительство считалось перспективным, однако ему так и не удалось занять лидирующие позиции в регионе.
Агентство реализовало несколько сравнительно крупных проектов, и даже отметилось работой для оргкомитета Сочи-2014. Однако осенью 2014 года центральный офис не продлил франшизу московсому Interbrand (ЗАО «Бренд девелопмент системс»), и российское представительство вынуждено было закрыться.
Официальную причину закрытия в беседе с Sostav.ru озвучила Линдси Белцер, официальный представитель головного офиса Interbrand. По ее словам, решение о закрытии агентства было принято в результате тщательного стратегического исследования, которое было проведено в июле 2014 года. «В результате анализа работы московского офиса мы поняли, что многие клиенты российского подразделения агентства предпочитают московским специалистам специалистов из Лондона и Германии. Именно поэтому мы приняли решение о переводе российских клиентов в европейские офисы и закрытии московского офиса», – пояснила г-жа Белцер.
Экс-руководитель московского офиса Interbrand Вера Железная считает, что основная причина закрытия кроется в напряженной политической ситуации в мире. «Московский офис Interbrand занимался подсчетом показателей российских брендов для ежегодного рейтинга агентства Best Global Brands. Однако летом, после обострения политической ситуации в мире в связи с известными событиями, руководство центрального офиса агентства приняло решение прекратить сотрудничество с Россией».
Г-жа Железная также отметила, что после закрытия московского офиса агентства российские бренды считать никто не будет. Таким образом они более не будет учитываться при формировании Best Global Brands, и единственной компанией, которая пока продолжает оценивать стоимость российских брендов на мировой арене, остается Brand Finance.
Источник, знакомый с работой агентства Interbrand в Москве, рассказал корреспонденту Sostav.ru, что закрытие офиса произошло по нескольким причинам. Это и низкая востребованность услуг такого уровня в России, и неготовность российских учредителей нести расходы на содержание ведущих специалистов в промежутках между крупными проектами. Также агентство подкосили большие расходы на специалистов, которых приглашали из-за рубежа.
Другой источник уверен, что причины закрытия кроются в общей кризисной ситуации в России, а также в невыполнении ряда важных условий использования торговой марки Interbrand. Однако эксперты, в том числе и представляющие глобальных игроков в области брендинга, не спешат ставить крест на российском рынке.
Сергей Шарюков, директор по работе с клиентами Landor Associates:
– Отечественный рынок брендинга считался очень перспективным, в связи с чем здесь появились многие сильные глобальные игроки, а также стала возникать собственная школа. Но кризис, который начался в прошлом году, сильно подкосил наш рынок. Очень немногие компании понимают, что сильный бренд помогает выжить в кризис, и готовы инвестировать с тем, чтобы выйти из сложной экономической ситуации лидерами рынка. Для заказчиков стоимость наиболее качественных брендинговых услуг выросла почти в 2 раза, так как международные агентства продолжают выполнять основной объем своей работы за границей. Как следствие, пострадали обе стороны – и заказчики от роста цен, либо снижения качества, если они не могут позволить себе иностранных специалистов, и агентства – от снижения объема рынка и сокращения платежеспособного спроса.
Алексей Андреев, генеральный директор Depot WPF, сопрезидент АБКР:
– На уровне ликбеза нужно понимать, что мировая система оценки стоимости брендов – еще большая мистификация, чем кредитные рейтинги и методологии оценки стоимости произведений искусства. Очень субъективная история. Исследовательские проекты Best Global Brands и Brand Finance пытаются держать монополию на рейтинги брендов. Interbrand представляет услуги в области построения брендов и одновременно ангажирует клиентов, манипулируя рейтингами посредством Best Global Brands. Одним словом, выглядело все это достаточно пошло в российских реалиях, при том, что подобная практика в мире распространена. И тем не менее, закрепиться в России им не удалось. Версии про политическую подоплеку, кризис и желание российских компаний работать напрямую с Лондоном – всего лишь отговорки. Проблемы Interbrand в том, что в России стало меньше дураков, и сама услуга не пользуется спросом.