РОССИЯ (Санкт-Петербург). В Петербурге в последнее время все больше социальной рекламы. И дело не только в ее актуальности (заказов от бизнеса сейчас меньше). Есть возможность заполнить пустующие места важными посланиями для горожан. Правда, не всегда плакаты, ролики или аудиозаписи достигают того эффекта, на который рассчитывают их авторы.
К примеру, город на Неве оказался на передовой борьбы с незаконным фотобизнесом. Впервые в России появилась социальная реклама, призывающая не пользоваться услугами живодеров. Совместный проект зоозащитников центра «Вита», управления ветеринарии и других ведомств поддержали эксперты городской комиссии по соцрекламе.
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарев изучил приемы соцрекламы, а также ее целевую аудиторию.
Рисованный заяц в очках с книгой под мышкой и перебинтованной лапой почему-то с намеком на улыбку. Можно сказать, это лицо городской социальной рекламы прошлого месяца. Крупный слоган: «В больницах тоже учатся». Понять, к чему это все, можно лишь посетив сайт детского хосписа, адрес которого почти незаметно напечатан в самом низу.
Выходит, созданный при поддержке правительства города плакат свою функцию практически не выполнил. Хотя в комитете по печати уверяют: любой постер появляется на баннерах лишь после тщательного исследования.
Сергей Серезлеев, исполняющий обязанности председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга: «При принятии решения комиссией о поддержке проекта на обсуждение представляются принципы эффективности, место установки этой социальной рекламы с точки зрения прохождения. Исследования проводят профессиональные компании. Совокупность всех этих критериев позволяет оценивать эффективность той или иной социальной рекламы».
Исполняющий обязанности председателя комитета по печати объясняет, как в Петербурге появляются плакаты социальной рекламы. Первый путь – госзаказ. По заданию структур Смольного подрядчик разрабатывает оригинал-макеты на определенные темы, их согласовывают, выпускают и размещают. На это выделяется 14 миллионов рублей в год.
Второй вариант: предоставление грантов на реализацию инициатив некоммерческих организаций. Еще 15 миллионов из бюджета. Третья возможность – самая востребованная: подача заявки в межведомственную комиссию по социальной рекламе. Она ежемесячно одобряет 60 – 65 проектов, предоставляя их авторам до трех с половиной тысяч носителей. Но постеры им нужно изготавливать за свой счет.
Зацепила их концепция и общественность в интернете, и представителей метрополитена, и комиссию по социальной рекламе. Петербургскому дизайнеру Кириллу Коробкину и фотографу Роману Соколову сама жизнь подбросила идею, как создать креативную альтернативу набившему оскомину призыву: «Уступайте места» и так далее.
Кирилл Коробкин, дизайнер, фрилансер: «Год назад моей сестре не уступили место в метрополитене. Она как раз была беременна, уже последние месяцы были. Надо было быть слепым, чтобы не заметить ее положение. Тем не менее, она стала жертвой полного равнодушия к себе».
Роман Соколов, фотограф, фрилансер: «Соль заключалась в том, чтобы показать абсолютное равнодушие, абсолютную неосознанность, автоматическое состояние людей, которые едут с работы или просто по делам, и все их внимание заключено на себя».
Но поднять со скамеек поездов целевую аудиторию у молодых креативщиков пока не получится: нет средств на печать. Так что, возможно, оригинальные постеры, в первую очередь, устыдят московских мужчин.