РОССИЯ. Большой вклад в процесс «вливания свежей крови» на российский издательский рынок внес ИД «Эгмонт Россия Лтд». С начала 2013 года им был выпущен целый пакет новых изданий для маленьких читателей: Тор Model, «Animal Planet. Детский клуб», «Великий человек-паук», «Виолетта», «Самолеты», «Звездные войны. Войны клонов» и другие. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день «Эгмонт» – лидер российского рынка по количеству новых запусков. О том, с какими сложностями при этом сталкивается издатель, выбранной нише и прогнозах на будущее рассказывает директор по продажам периодических изданий «Эгмонт Россия Лтд» Борис Сапожников.
– Борис, насколько благоприятствует нынешняя ситуация на российском печатном рынке выпуску новых издательских продуктов?
– Думаю, ее едва ли можно назвать благоприятной. В целом отрасль переживает очень непростые времена, связанные с заметным снижением интереса к бумажной прессе, и, как следствие, снижением доходности и инвестиционной привлекательности. С другой стороны, исходя из нашего опыта можно сказать, что заметно проще стало работать с дистрибуторами и сетями. Сегодня игроки рынка все больше воспринимают новинки как возможность если не преумножить, то хотя бы сохранить объем продаж и выручки именно от реализации прессы.
«Animal Planet. Детский Клуб» – познавательно-развлекательный журнал. В выпуске четыре основных раздела: «Твори», «Исследуй», «Узнавай», «Общайся». К каждому номеру прилагается сборная фигурка животного – 3D-пазл. Периодичность – 1 раз в месяц. Возрастная аудитория: 6 – 12 лет. Формат 210х285.
– Вот вы говорите – с дистрибуторами стало работать проще, а некоторые другие издатели уверяют в обратном. По их мнению, сегодня в отрасли печати слишком много барьеров, в том числе финансовых, связанных с включением изданий в ассортимент распространителей, которые не позволяют рынку развиваться и в перспективе могут привести к его краху…
– Тут мое мнение о ситуации будет нерепрезентативно, поскольку мы всегда работали и работаем в сегменте (периодические издания для детей), в котором нет рекламных доходов, и модель взаимоотношений между издателем и распространителем по принципу «мы даем вашему изданию площадку для контакта с аудиторией, а вы поделитесь с нами рекламными доходами от этой аудитории» для нас никогда не была актуальной. Мы всегда делали продукт, на котором распространители зарабатывали, продавая его. Если же говорить о рынке в целом, то сегодня действительно жизненно необходим диалог и взаимовыгодное сотрудничество между всеми его участниками. Попытки тянуть одеяло на себя любой из сторон могут привести к вполне реальным катастрофическим последствиям.
«Великий Человек-паук» – журнал о новых приключениях Питера Паркера. С каждым номером выходит подарочное вложение. Периодичность – 1 раз в месяц. Возрастная аудитория: 6 – 12 лет. Объем 36 стр. Формат 210х285.
«Почемучка и друзья» – журнал для малышей, призванный помочь им познавать мир, учиться рисовать, читать и считать. Оформление журнала включает в себя яркие рисунки и фотографии, композиции из пластилина, бумаги и природных материалов. Периодичность – 1 раз в месяц. Возрастная аудитория: 0 – 5 лет. Формат 300X280.
– В 2013 – 2014 годах ваш издательский дом выпустил несколько новых проектов, традиционно ориентированных на детскую аудиторию. Почему для запуска вы выбираете именно эту нишу?
– Выбор ниши очевиден: мы являемся крупнейшим в России издателем журналов для детей и частью глобального издательского холдинга, для которого эта тематика – одно из основных направлений развития. Компания Egmont Publishing присутствует на рынке более 30 стран мира с книжной и журнальной продукцией как для детей, так и для взрослых. В России компания развивает именно «детский» сегмент. Эта специализация сама диктует нам необходимость каждый год запускать несколько новых изданий – вкусы нашей аудитории меняются крайне быстро в отличие от взрослых читателей.
– С какими сложностями в момент запуска и вывода проектов на рынок вам пришлось столкнуться?
– Если говорить о сложностях, то они связаны с уже упомянутым значительным снижением потребительского спроса. В такой ситуации сложно что-то прогнозировать на более-менее длительный срок.
TOPModel – журнал для неравнодушных к моде и творчеству девочек. В каждом номере мастер-классы по дизайну одежды и аксессуаров, уроки рисования и хэнд мейда, вкладки с оригинальными поделками, модные новинки. Периодичность – 1 раз в месяц. Возрастная аудитория: 6 – 12 лет. Формат 230х280 мм.
«Виолетта» – официальный журнал популярного одноименного молодежного сериала. Периодичность – 1 раз в месяц. Возрастная аудитория: 6 – 12 лет. Объем 36 стр. Формат 210х285.
– Какая модель взаимоотношений – организационная, экономическая и т.д. – между издателями и распространителями в момент выпуска на рынок нового продукта, на ваш взгляд, была бы оптимальной?
– Думаю, неспроста весь европейский и не только европейский рынок функционирует на основе агентских договоров. Безусловно, в нашей стране есть серьезные трудности в реализации такой схемы. Прежде всего ее необъятная территория. Но движение в этом направлении, пусть и с учетом наших особенностей, мне кажется неизбежным.
КАРТИНКА 6
Борис Сапожников на награждении премией «Лидер продаж на рынке печатных СМИ», ежегодно вручаемой Ассоциацией распространителей печатной продукции самым продаваемым изданиям.
– На ваш взгляд, каким путем в ближайшем будущем пойдет развитие издательской отрасли, если экономическая модель взаимодействия издателей и распространителей останется без изменений? Как будет развиваться рынок?
– Тяжелые времена станут еще тяжелее. И выживет только тот, кто начал к ним готовиться заранее. Рынок ждет укрупнение, и это справедливо и для издателей, и для распространителей. В перспективе ближайших пяти лет на нем останутся только сильнейшие. При этом хоронить наш рынок я вовсе не склонен. При разумной позиции его участников и внимании государства (только в позитивном его аспекте, а не в том, что мы видим сейчас), он будет жить еще весьма значительный срок.
Екатерина Савицкая, PlanetaSMI.RU