РЕКЛАМА И ЗАКОН. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Постоянный автор «Рекламного совета», директор юридического департамента «Европейской медиагруппы», член экспертного совета Федеральной антимонопольной службы РФ и управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Москве по недобросовестной конкуренции и рекламе Дмитрий ГРИГОРЬЕВ подготовил для нашего издания материал на актуальную тему – биткоины в рекламе.
Можно уверенно и смело утверждать, что на сегодняшний день биткоин, выражаясь современным языком, является наиболее хайповым явлением. Причём хайп в данном случае можно понимать во всех его смыслах, то есть и как шумиху в информационном пространстве, и как разновидность «финансовой пирамиды», в основе которой лежит старая, добрая, проверенная временем «схема Понци», а учитывая международный масштаб обращения биткоина, то про него можно говорить не как о пирамиде, а, скорее, как о Вавилонской финансовой башне. Говоря о великолепии и революционности биткоина как средства, способного изменить существующие финансовые устои, нужно помнить слова британского философа Томаса Карлейля, который заметил, что всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи. Мы уже видели романтиков-киберанархистов, которые придумали биткоин, сейчас мы наблюдаем романтиков, внедряющих и популяризующих его, а стало быть не за горами тот день, когда мы увидим третьих участников этой постановки.
Отечественный ажиотаж вокруг биткоина напоминает картину, когда доверчивые инки меняли своё золото на затейливые стекляшки и безделушки, предложенные испанскими конкистадорами под предводительством Франсиско Писсаро. Возможно, такой подход является чересчур скептическим, но общая история человечества говорит об обратном, поэтому остаётся надеяться на собственную неправоту.
Тем не менее, если явление хайповое, то этим нужно пользоваться – такова истина настоящего маркетолога. Не собрать маркетингового дивиденда с хайпа – преступление против бренда. Поэтому маркетологи будут всячески пытаться использовать в своей коммуникации биткоины. Самый очевидный способ – предлагать свой товар, указывая цену в биткоинах. Возникает обоснованный вопрос, насколько допустимо в рекламе использование биткоинов в качестве стоимостных показателей?
Для ответа на данный вопрос прежде всего необходимо определиться с сущностью биткоина. На сегодняшний день биткоин можно рассматривать либо как валюту (средство платежа), либо как товар.
Биткоин – виртуальная валюта, не обеспеченная никакой реальной стоимостью, не отражающая состояние экономики конкретной страны, поскольку она представляет собой международное явление. Самая важная характеристика биткоина – децентрализация. У него нет единого эмиссионного центра, биткоины производятся по всему миру пользователями, установившими на свой компьютер специальные программы. Главным достоинством биткоина и одновременно главным недостатком является его неподконтрольность какому-либо эмитенту, а также отсутствие каких-либо правил или ограничений по его обороту. Поэтому биткоин не является валютой в её традиционно-экономическом понимании.
В статье 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей называется рубль, эмиссию которого вправе осуществлять только Банк России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации прямо запрещена. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в 27-й статье запрещает на территории России обращение денежных суррогатов, то есть знаков, вводимых организациями или гражданами самовольно и выполняющих все или некоторые функции законной денежной единицы. Примером могут служить появившиеся во время перестройки «уральские франки» или недавние «шаймуратики», которыми до сих пор расплачиваются в селе Шаймуратово Республики Башкортостан.
Биткоин в целом подпадает под определение денежного суррогата, его эмиссия не санкционирована государством и он выполняет часть функций рубля. Однако он не был создан для того, чтобы разрешить кризис ликвидности российской экономики, а также не имеет номинала в рублях (или другой валюте), его цена определяется только рынком.
Таким образом, нельзя однозначно соглашаться с тем, что биткоин представляет собой денежный суррогат. Кроме того, законом не предусмотрена ответственность за производство и использование денежных суррогатов. Уголовным кодексом преследуется только изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег, то есть изготовление копий существующих денежных знаков, а не производство собственной валюты (https://vc.ru/p/vozmozhnosti-i-riski-ispolzovaniya-bitkoin-v-rossii). В противном случае можно было бы считать преступлением расчёт с помощью бонусов, которые копятся на карте лояльности.
При этом согласно части 7.1 статьи 5 закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. Соответственно, поскольку биткоин не является валютой, то рекламодатель не может предлагать приобрести его товары за биткоины, даже если он всё равно будет указывать цену товара в рублях.
При таких обстоятельствах задачу использовать биткоин в рекламе в качестве средства оплаты можно реализовать, представив биткоин в качестве самостоятельного ликвидного товара. Нужно отметить, что такую же характеристику дают и деньгам – ликвидность означает способность актива легко переходить из одной формы в другую (деньги «меняются» на товары и наоборот). Необходимо отметить, что Минфин предлагал именно такую классификацию биткоина, отнеся его к иному имуществу (http://www.rbc.ru/finances/08/06/2017/593980be9a794722aebc7ecd). В подобном подходе нет ничего необычного, ведь условное средство платежа в онлайн-игре также является товаром, который покупается за реальные деньги, но обращается исключительно в пределах виртуально-игрового пространства. С биткоинами ситуация аналогична.
Значит, процесс «покупки» за биткоины означает обмен одного товара, менее ликвидного, на другой, более ликвидный. Исходя из этого предположения, можно сделать вывод, что «торговля» за биткоины будет представлять собой некий договор мены. Получается, что товары и услуги меняются на биткоины, которые внешне приставлены в виде документированной записи, состоящей из цифр и букв латинского алфавита.
Соответственно, если рекламодатель будет указывать в условиях рекламного предложения, что он не продаёт свой товар за биткоины, а осуществляет обмен, то будет отсутствовать нарушение рекламного закона.