АРПП (Россия). Итоги ушедшего года и те сложности, с которыми сталкивается печатный рынок Москвы уже в первый месяц года наступившего, комментирует президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Дмитрий Мартынов.
– Ушедший год для московского рынка прессы был нелегким: развернутая в городе реформа системы киосковых продаж прессы поставила больше вопросов, чем дала ответов о судьбе рынка… Как вы оцениваете ситуацию в Москве на конец 2015-го и начало 2016 года?
– Пока ситуация неопределенная и не особо благоприятная для рынка печатных СМИ. Да, в Москве создано казенное предприятие «Мосгорпечать», которое получило право на все торговые места под киоски прессы, и за счет средств городского бюджета устанавливает киоски. Осуществить подобную реформу – право московского правительства. Но если посмотреть на происходящие процессы глубже, то можно увидеть, что за последние годы в столице исчезли целые сегменты розничного распространения прессы.
Например, полностью прекратили существование киоски, совмещенные с остановками общественного транспорта. А ведь именно транспортные узлы генерируют трафик, и именно здесь пресса пользуется повышенным спросом: многие пассажиры с удовольствием покупали себе чтение в дорогу.
Вместе со всей остальной розницей практически исчезли и киоски прессы из подуличных переходов.
Почти полностью ликвидирована торговля печатной продукцией в метро, хотя еще в начале 2000-х в этом сегменте существовала разветвленная сеть киосков. Исчезли из метро и газетные автоматы.
При этом все развитые страны демонстрируют обратный опыт: где же еще устанавливать газетные киоски, как не на транспортных узлах и в метро? В прошлом году в рамках подготовки Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года мы подсчитали, сколько киосков прессы в Москве «стоят на трафике». Так вот – оказалось, всего 15%! Остальные 85% – в зонах среднего, а то и вовсе низкого трафика. Какие тут могут быть продажи… А сейчас ситуация и того хуже. Известен тезис: что самое важное для успеха розницы? Место, место и еще раз место. А для прессы это правило надо возвести как минимум в квадрат. Ведь если хоть на 50 метров передвинуть киоск в сторону, продажи падают на 50%, потому что, отклоняясь от маршрута, за прессой пойдут только самые настырные читатели.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, подытожу: розничные продажи прессы в городе находятся в плохом состоянии не с прошлого года, а с момента начала выпадения целых своих сегментов.
– Супермаркеты могут выступить в качестве спасательного круга?
– Нет, продажи в ритейле не заменят киосковых. Более того, данный сегмент сейчас во всем мире испытывает кризис. Делегация АРПП ежегодно принимает участие во всемирных конгрессах «Дистрипресс», конференции издателей и дистрибьюторов прессы PBAA (США) и в заседаниях «круглого стола» дистрибьюторов Европы, где коллеги из разных стран делятся опытом и рассказывают о тенденциях на своих рынках. Так вот, согласно их данным за последние три года кризис продаж газет и журналов в крупной сетевой рознице во всем мире только усугубился. Причина: падение продаж прессы, что привело к ее отставанию по показателю продаж с одного погонного метра торговой площади и проигрышу другим товарным непродуктовым категориям. Супермаркеты начали «задвигать» печать, сперва убрав ее из прикассовых зон, а потом и вовсе переместив в самые дальние ряды. Там продажи снизились еще больше: как я уже говорил выше, специально за прессой никто никуда не пойдет, уж тем более с набитой продуктами тележкой. Новое падение побуждает сети еще больше «зажимать» печать, сокращая площади под выкладку. О чем, например, на конгрессе «Дисприпресс» в США очень сокрушались издатели Америки. Да и мой личный опыт это подтверждает: зайдя в магазин Walmart, я с трудом нашел там стенд с прессой: его задвинули в самый дальний угол.
Тоже самое начинает происходить сейчас и в России. Да, еще в середине 2000-х, когда рынок прессы стремительно рос, печать входила в тройку товаров по эффективности продаж с погонного метра в категории «нон-фуд». Однако сейчас она, также как и во всем мире, теряет позиции. У нас, конечно, по сравнению с Европой и США есть, а точнее было, преимущество над нон-фудом: платежи за рекламную выкладку, за маркетинг, ретробонусы, которые существенно повышают доходность стендов с прессой для ритейла, несмотря на «копеечность» этой категории. Но реклама в прессе падает, возможности издателей удовлетворять желания сетей стремительно уменьшаются, и это также приводит к потере прессой своих позиций по сравнению с другими товарными группами…
Так что мировой опыт показывает: продажи прессы в супермаркетах будут и дальше снижаться. Здесь идет тяжелая борьба с другими товарными категориями. И это на фоне крайне непростой ситуации с уличной торговлей, фактической национализацией киосковой розницы по продаже прессы…
– Но и руководители департамента СМИ и рекламы, и департамента торговли, и руководство города неоднократно отмечали, что создание городского предприятия «Мосгорпечать» и проведение конкурсов на киоски – это следствие того, что сами распространители не смогли из-за ряда причин, в том числе низкой рентабельности продаж прессы, заменить старые киоски на новые. Вот город и вынужден был сделать это своими силами…
– Не было средств, сами не заменили… Давайте вспомним, кому принадлежат – извините, принадлежали! – некоторые киосковые сети города. «Южное агентство печати» и «Агентство печати Басманное» входят в структуру ОАО «Агентство Роспечать», принадлежащего «Базовому элементу» Олега Дерипаски; сеть «АРИА-АиФ» с более чем 200 киосками – собственность «Промсвязьбанка»; «Столичная пресса» – руководства «Первой Образцовой типографии». На вопрос о том, почему такие уважаемые структуры не смогли заменить киоски, на одном из заседаний в департаменте СМИ и рекламы ответил бывший в то время генеральным директором ОАО «Агентство Роспечать» г-н Терекбаев. На заседании в департаменте в присутствии вице-мэра он сказал: при существующих в городе административных условиях функционирования киосков он не может защитить перед акционерами бизнес-план по их замене, так как эта замена не окупится даже в далеком будущем. Так что причина – в отсутствии условий для инвестирования! Если создаст город условия для инвестирования: вернет киоски на отобранные места повышенного пассажиропотока, даст долгосрочные договоры, зафиксирует их продление без конкурсов и аукционов, расширит ассортимент, даст возможность размещать наружную рекламу хотя бы того, что в киосках продается и т.д., то участники рынка в очередь выстроятся, чтобы выполнить желание города по замене киосков на торговые точки нового образца.
– Что вы как руководитель ведущей в отрасли общественной организации могли бы порекомендовать городским властям от имени отраслевого сообщества?
– Обратиться к опыту рынков прессы всего мира. Мировые тенденции развития продаж печати, в том числе через нестационарную розницу, следующие: во-первых, во всем мире киоски модифицируются в павильоны с широким набором дополнительного ассортимента и услуг. Во-вторых, из-за снижения продаж прессы газеты и журналы постепенно заменяются другими товарами повседневного импульсного спроса. Доля прессы снижается, а доля других товаров растет. Однако прессы все же продается много, и цену на нее удается держать на низком уровне.
Указанные тенденции наблюдаются не только в каких-то дальних странах, но и у наших ближайших соседей – в Прибалтике и Беларуси. Эти изменения все равно позволяют продавать прессу, но при этом обеспечивают торговым точкам экономическую стабильность. Да даже у нас, в Подмосковье, и то разрешили расширить ассортимент газетных киосков за счет продуктов питания.
Или вот пример – из личных наблюдений. Еще несколько лет назад маленькие киоски, расположенные на узких тротуарах Нью-Йорка, продавали исключительно прессу; сейчас количество газет и журналов в них резко уменьшилось, но теперь здесь продают кофе и много сопутствующих товаров. Несмотря на то, что выкладка печати сократилась, она все равно продается на ходовых местах, а сами киоски экономически эффективны.
И уж точно нигде в мире вы не увидите никаких аукционов или конкурсов на размещение торговых мест под прессу! Власть ни одного города в мире не выжимает все деньги из продавцов печати, как это делается в Москве. И в Париже, и в Риме, и в Венеции – да везде газетные павильоны стоят десятилетиями. Мало того, и в странах Европы и в США системе распространения прессы со стороны местных властей оказывается всяческая поддержка, как минимум в виде налоговых послаблений. У нас же в России все наоборот.
– По российской традиции, все «новаторские идеи» Москвы очень быстро подхватываются в регионах. Может ли такое случиться, что в ближайшее время московский опыт в части киосков прессы начнет перениматься на региональных рынках?
– Я думаю, что «эксперимент» вообще года через два закончится, а может и того раньше, когда из-за падения экономики газетные киоски просто начнут закрываться.
Вы поймите: есть объективные мировые тенденции, показывающие, как должна развиваться система распространения прессы. Если им следовать – рынок выживет и укрепится, если нет – он схлопнется.
Даже если уж решили национализировать рынок розницы и создали «Мосгорпечать», то и это предприятие должно следовать специфике продаж такого товара, как пресса, и мировым тенденциям. Киоски должны стоять вблизи станций метро и на других транспортных узлах; их площади должны быть увеличены, а где можно – НТО вообще должны быть переформатированы в павильоны; ассортимент должен быть максимально расширен за счет товаров повседневного импульсного спроса. Раз уж создали на московском рынке госпредприятие, то тогда необходимо сделать и следующий шаг – укреплять экономику, следуя существующим мировым тенденциям.
– И последний вопрос: к чему готовиться издателям и распространителям? Чего ждать московскому рынку, например, до конца 2016 год?
– Это зависит не от рынка. Как мы будем жить – сейчас определяют городские власти.
– Тем не менее я хотела бы услышать экспертный анализ. Вот вы сказали, что при сохранении нынешнего подхода к системе продаж столичный рынок через два года может схлопнуться. Получается, что к концу 2016-го он должен сократиться уже на 50%…
– Здесь все зависит от множества факторов, каждый из которых будет влиять на скорость общерыночного процесса. Взять хотя бы тот же общий финансовый кризис, который бьет по карманам потребителей, заставляя сокращать повседневные расходы. В том числе и на покупку периодики. В такой неопределенной ситуации сложно что-то однозначно прогнозировать.
К слову сказать, на общем негативном экономическом фоне, вызванном снижением цен на нефть, и президент страны Владимир Путин, и председатель правительства Дмитрий Медведев уже не раз говорили, что в основе дальнейшего развития видят реальный сектор, малый и средний бизнес.
К примеру, в начале 1990-х социалистический Вьетнам дал малому бизнесу широкие возможности для развития. И тут же на улочках вьетнамских городов стали появляться совершенно разнообразные лавочки и магазинчики с сельхозпродукцией. Буквально за три года нищий до того Вьетнам, переживший и войну, и разруху, воспрянул и резко улучшил экономику. Малый и средний бизнес до сих пор широко поддерживается во Вьетнаме. К примеру, для стимулирования экономики местный малый бизнес не облагается никакими налогами до тех пор, пока не станет средним по уровню доходов. Благодаря этому 60% городского населения занимаются бизнесом, а экономика страны бурно растет. Рост ВВП во Вьетнаме по итогам 2015 года составил порядка 6%!
Если вспомнить историю нашего рынка, то в тех же 1990-х на государственном уровне существовала стратегическая установка поощрять предпринимательские идеи, в том числе высказываемые распространителями и издателями. Им позволяли строить киосковые сети, павильоны, развивать различные формы торговли. Именно благодаря этому на рынке появилось много энтузиастов, которые и создали нынешнюю систему розничного распространения прессы.
Сегодня если малому бизнесу развязать руки и предоставить возможность развиваться, если Москва будет бороться не только за красоту, но и за развитие цивилизованного предпринимательства, то в этом случае вместо падения рынок может получить развитие. Одна лишь реализация принципов Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года, о которой я говорил ранее, позволит увеличить продажи прессы 2,5 раза! Но решение о поддержке реального сектора должно приниматься на уровне высшей власти города или даже страны в целом. Услышат призывы президента России городские власти Москвы или нет – от этого зависит выживаемость и существование системы распространения прессы в городе.
(Опубликовано на сайте PlanetaSMI.ru)