АРПП (Россия). Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) на своем сайте разместила материал «Новой газеты», посвященный анализу ситуации на рынке распространения печатных СМИ:
«В марте этого года «Новая» писала (№ 24), что отрасль печатных СМИ «стоит, без преувеличения, на грани катастрофы». Тогда государство отменило субсидии «Почте России» на доставку прессы подписчикам. Подписная цена увеличилась минимум на 25%, сократились тиражи, уменьшилась занятость полиграфистов, распространителей, экспедиторов.
То ли мы все-таки преувеличили, то ли грань была незаметно пройдена и отрасль уже пикирует. Судите сами. Помимо обвала подписных тиражей перед рынком прессы стоят вот такие вызовы:
– почти повсеместное притеснение киосков;
– рост тарифов на магистральные перевозки с 1 января 2015 года на 15%;
– в Москве – еще и путаница с новой, пока не утвержденной схемой размещения уличных объектов торговли;
– планы мэрии выставить все киоски прессы на аукцион;
– многочисленные ограничения на продажу в них импульсных, то есть сопутствующих товаров;
– введение специального торгового сбора;
– увеличение стоимости аренды ячеек в газетных автоматах;
– изгнание так называемых ручников (продавцов газет «с рук»)…
Да каждая из этих проблем в отдельности – нокдаун для отрасли. А все эти удары вместе – гарантированная победа государства над прессой. Хотя теряют от этого, как всегда, читатели.
Возьмем киоски. По рекомендации Минкомсвязи, в городах должен быть один киоск прессы на 1500 жителей, а в районах области – на 2500 человек. Вполне европейская рекомендация. Запросив в регионах данные, Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) подсчитала, что на ноябрь 2014 года в России работают 28 938 киосков прессы. Значит, в среднем по стране один специализированный киоск приходится почти на 5000 человек. Лучший показатель среди областей – у географически европейской Калининградской области (1731). В рамках рекомендаций – Калужская, Владимирская и Челябинская области (1900 — 2400). Сам Челябинск вообще лидирует в списке городов – один киоск на 1593 жителя. Все плохо с киосками в национальных республиках Северного Кавказа, а также в Курской, Ленинградской, Брянской, Пензенской, Вологодской областях, Краснодарском крае – там на одну точку от 8 до 20 тысяч жителей.
В Москве же один киоск прессы приходится – внимание! – почти на шесть тысяч человек. И в ближайшее время этот дисбаланс может стать еще хуже, потому что у трети киосков закончились договоры, заключенные с префектурами округов. При этом продлить контракты не получается из-за упомянутой новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, потому что она еще не утверждена. А к весне, предупреждают эксперты рабочей группы при АРПП, контракты закончатся еще у 40% торговых точек.
Управы некоторых районов города угрожают распространителям выставить их киоски на аукционы и требуют ликвидировать объекты, не вписывающиеся в схему, которой еще как бы и нет. Особенно обидно должно быть тем, кто уже приобрел новые киоски «французского» типа по 800 тысяч рублей каждый, как того требовали городские власти в 2013 году. Тут будет к месту напомнить, что рентабельность одного киоска прессы – в лучшем случае пара-тройка процентов.
А ведь все это не дело префектур и управ – вопросы размещения киосков и аукционной системы прорабатывают в профильных подразделениях мэрии: департаменте СМИ и рекламы и департаменте торговли. К ним у игроков рынка меньше претензий (некоторые распространители даже утверждают, что отдельные чиновники в столичном правительстве якобы отстаивают торговые точки), а вопросов – больше. И главный из них – когда ждать одного-двух понятных документов, регламентирующих работу отрасли?
Пока таких документов нет. В условиях этой неопределенности участникам рынка приходится разрываться между другими законами, в которые то и дело вносятся влияющие на отрасль изменения. Вот и на днях президент подписал поправки в Налоговый кодекс, которые с 1 июля 2015 года вводят квартальные торговые сборы – в том числе для нестационарных объектов торговли. АРПП безуспешно предлагала Андрею Макарову, главе комитета Госдумы по бюджету и налогам, сделать исключение для киосков прессы. Минпромторг также предупреждал депутатов, что торговый сбор может привести к массовому разорению малого и среднего бизнеса. Пока поправки касаются только Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, но допускают принятие федерального закона, который распространит их действие на всю страну. Ставку сбора будут определять сами города.
Другие акты в разное время запрещали киоскам прессы торговать то водой, то табаком. Воду сейчас вернули. А ведь именно продажа импульсных товаров позволяет торговцам периодикой выходить на мизерную рентабельность.
Под ударом и ручники, которых так не любят торговые сети, где цены выше (крупный ритейл вообще нередко обвиняют в лоббировании уничтожения мелкой розницы). Ручники, по сути, исполняют ту же социальную функцию, что исполняли субсидии «Почте России» на доставку подписных изданий. Обе услуги ориентированы на небогатого читателя, который без таких мер поддержки останется один на один с телевизором. При этом зачастую ручники реализуют больше газет, чем киоски.
– Для ручников существуют только две опасности – это погода и чиновники, – сказал «Новой» Олег Бережной, гендиректор группы компаний «Кардос», у которой больше двух с половиной сотен таких точек в Москве. – С точки зрения продаж они очень успешны. У некоторых массовых газет именно благодаря продаже «с рук» наблюдается даже рост тиражей.
По действующим договорам ручники «Кардоса» простоят до конца 2014 года. Об их дальнейшей судьбе Бережной пока не решается говорить, но знает, что если этот вид торговли пропадет, то цены на газеты резко вырастут – на 30%, считает эксперт.
Как отмечают в рабочей группе при АРПП, проблема в том, что никто из чиновников ничего толком не объясняет. Ситуация очень похожа на ту, что сложилась с реформой здравоохранения в Москве. Понятно, что старые киоски стоит заменить. Очевидно, что в современном городе их размещение следует упорядочить. Но проекты и механизмы снова обсуждаются главным образом в кабинетах – в отрыве от профессионального сообщества, которое сейчас предлагает предать реформу гласности и включить в процесс и АРПП, и Гильдию издателей печатной продукции, и журналистов (в лице Союза журналистов Москвы).
Никита Гирин»