• Проекты
    • Реклама. Мировые стандарты
      • Кодексы рекламных практик: мировой опыт, опыт России
      • Саморегулирование в сфере рекламы: обзор российского опыта
      • Саморегулирование в сфере рекламы: обзор зарубежного опыта
      • Саморегулирование в сфере рекламы: обзор зарубежного опыта (2018)
      • BUILDING THE BODY OF SELF-REGULATION OF ADVERTISING IN RUSSIA
    • Открытая Волга
    • Рекламная белочка
    • Зона конфликта
    • Глас народа
      • Голосование 1
    • Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций
  • Партнёры
  • Контакты
Вторник, 1 июля, 2025
  • Login
Рекламный Совет
  • СОБЫТИЯ
  • ЗАКОН
    • Принятые законы
    • Инициативы
    • Суды
    • ФАС РФ
    • Контроль. РФ
    • Контроль. СНГ
    • Экспертные советы
    • Авторские права
  • МАРКОМ
    • Маркетинг
    • Связи с общественностью
    • Брендинг
    • Территориальный маркетинг
  • РЕКЛАМА
    • Реклама на ТВ
    • Реклама на радио
    • Реклама в печатных СМИ
    • Наружная реклама
    • Интернет-реклама
    • Реклама в социальных сетях
    • Реклама на мобильных устройствах
    • Транзитная реклама
    • Indoor реклама
    • Некоммерческая реклама
      • Государственная реклама
      • Социальная реклама
  • СМИ
    • ТВ
    • Радио
    • Интернет-СМИ
    • Печатные
  • СООБЩЕСТВА
    • КСР
    • РОССИЯ
    • СНГ
    • МИР
    • САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
  • АНАЛИТИКА
  • КАЛЕНДАРЬ
No Result
View All Result
  • СОБЫТИЯ
  • ЗАКОН
    • Принятые законы
    • Инициативы
    • Суды
    • ФАС РФ
    • Контроль. РФ
    • Контроль. СНГ
    • Экспертные советы
    • Авторские права
  • МАРКОМ
    • Маркетинг
    • Связи с общественностью
    • Брендинг
    • Территориальный маркетинг
  • РЕКЛАМА
    • Реклама на ТВ
    • Реклама на радио
    • Реклама в печатных СМИ
    • Наружная реклама
    • Интернет-реклама
    • Реклама в социальных сетях
    • Реклама на мобильных устройствах
    • Транзитная реклама
    • Indoor реклама
    • Некоммерческая реклама
      • Государственная реклама
      • Социальная реклама
  • СМИ
    • ТВ
    • Радио
    • Интернет-СМИ
    • Печатные
  • СООБЩЕСТВА
    • КСР
    • РОССИЯ
    • СНГ
    • МИР
    • САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
  • АНАЛИТИКА
  • КАЛЕНДАРЬ
No Result
View All Result
Рекламный Совет
No Result
View All Result
Home АНАЛИТИКА

Арнд-Фолькер Листевник: «Издательский бизнес нуждается в переменах»

20.10.2014
in АНАЛИТИКА
A A
0
SHARES
2
VIEWS

АРПП (Россия). На сайте Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) опубликовано интервью, которое дал известный медиаменеджер Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор ИД «Логос», Евгении Трушиной (PlanetaSMI.ru). Он прокомментировал ситуацию на издательском рынке России.

– В последнее время на издательском рынке все чаше стали слышны призывы к запуску новых проектов, так как только они в сложившейся непростой ситуации могут дать импульс для дальнейшего развития. Однако сами издатели затевать новинки не торопятся, поясняя тем, что процессу их вывода на рынок мешают распространители – мол, устанавливают слишком высокие барьеры. Вы согласны с этим мнением?

– Такова специфика российского рынка: распространители прессы требуют с издателей новых проектов дополнительную плату за так называемые маркетинговые услуги. Зачастую обозначаемые суммы намного выше, чем издатель в принципе может заплатить. Однако экономика издательского бизнеса распространителей мало интересует…

Поэтому такая ситуация, о которой вы говорите, на нашем рынке и возникла. При этом действительно мало кто сегодня задумывается над тем, что без новых интересных журналов падение рынка печатных СМИ, которое мы наблюдаем все последние годы, будет только усугубляться. Ни о каком росте, ни о какой положительной динамике без стимулирования интереса читателей новинками, говорить не приходится. Обратите внимание на западные рынки: во многих странах мира рост продаж печатной продукции обусловлен именно появлением новых изданий. В России же мы такого процесса не наблюдаем…

– Мы в редакции поднимали данные по выходу новинок за последнюю пару лет. И обратили внимание на одну интересную тенденцию. Если новые издания и выходили, то либо в нише «толстого глянца», то есть рассчитанные не на тиражи, а на рекламу, либо – недорогие детские. Общеполитических изданий, изданий массового спроса, общего интереса, то есть всех тех, что и дают основные продажи, нет. Если такая тенденция продолжится, можно ли говорить, что в ближайшем будущем она самым негативным образом скажется на рынке?

– Безусловно.

– И в чем этот негатив проявится в первую очередь?

– Тезис о необходимости выпуска новых изданий уже неоднократно озвучивался не только издателями, которые в них кровно заинтересованы, но уже и самими распространителями, понимающими всю опасность негативных тенденций. Например, об этом не раз заявляли в Ассоциации распространителей печатной продукции. Я считаю, правильно, что распространители задумываются о необходимости новых начинаний, новых возможностей, и дают свои предложения по переосмыслению прежних рыночных отношений с издателями. Надеюсь, это в конечном итоге позволит положить конец старому пониманию нашего бизнеса. Создание благоприятных условий для выпуска новых издательских проектов на сегодня является принципиальным вопросом развития бизнеса в области распространения.

– Но мы же понимаем, что в нынешней ситуации, связанной с падением продаж тиражей, распространитель просто не сможет выжить, не взимая денег за маркетинг…

– Да…

– Так что же ему делать? С одной стороны, он может и хотел бы издателей поддерживать, но…

– Давайте посмотрим на международный опыт. Например, на опыт Германии. Там супермаркеты, которые дают порядка 60% объема продаж тиражей, ничего с издателей не требуют, так же как и дистрибьюторы прессы. Никаких выплат за «маркетинг» или вход в сеть нет. Немецкие продавцы прессы поддерживают каждый новый журнал, потому что понимают: он приносит им продажи, обеспечивая будущее.

У нас же в России все наоборот. Периодически со стороны распространителей можно услышать такое мнение: «раз издатели имеют дополнительный доход от рекламы, они должны им делиться, оплачивая распространителям маркетинговые услуги». Однако почему-то практически никто из них не интересуется калькуляцией расходов издателя. А он, издатель, между тем, оплачивает печать, содержание редакции, возврат непроданных тиражей, рекламу и т.д. И финансовый результат, который получается после всех этих вычетов, чаще всего не позволяет изыскать дополнительные финансовые возможности для вливаний в распространение. Когда распространители говорят: «как это у издателей нет денег?! У них такие большие объемы, такие толстые журналы, там много рекламы!», – они почему-то не учитывают, во сколько обходится производство и печать издания. А если их просчитать, то можно увидеть не только доходы от рекламы, но и реальные затраты. Вы знаете, каков средний процент прибыли издателя сегодня? В международном бизнесе раньше он составлял 10 – 15%, однако сегодня он близок к нулю, а то и вообще никакой прибыли нет – сплошной минус. Откуда же издателю взять дополнительные деньги?

– Хорошо, если гипотетически можно предположить, что розница, киоски прессы, осознав всю порочность практики дополнительных выплат, пойдут навстречу рынку, ужмутся, оптимизируются и отменят все платы за вход, то поставщикам прессы в ритейл как быть? Как не оптимизируйся, как не сокращайся, сети все равно будут трясти с них бонусы, а они, в свою очередь, транслировать их издателям… Не всегда все от распространителя зависит.

– Бонусы мы только называем «бонусами»; на самом же деле это уменьшение наценки. Вот у меня есть наценка, потом я дополнительно оплачиваю бонус, что и уменьшает ее, вот и все.

Вопрос в данном случае нужно задать самим распространителям: как они видят себя в этом бизнесе? Созданием журналов занимается издатель, несущий все затраты по производству; распространитель же – просто посредник между ним и розницей, покупателем.

Сейчас условия работы в сегменте ритейла не являются совместным решением распространителя, издателя и розницы; их единолично определяют супермаркеты. И их не интересует ни распространение прессы, ни экономика издательского рынка. Их волнует только розничная цена, бонусы и прибыль.

Конечно, это очень печально. Киосков в стране по разным причинам год от года становится меньше. Торговые сети все активнее завоевывают потребительский рынок. Люди привыкают делать закупки раз в неделю в большом супермаркете. И естественно, после этого они уже не бегут к киоску, чтобы докупить там журнал или газету. Соответственно, меняется и система продаж прессы в целом. Но это развитие, в принципе, идет аналогично другим странам. Разница лишь в том, что у нас условия сотрудничества определяют торговые сети, вносят свой вклад в общую ситуацию на рынке печатных СМИ.

– А если бы прессу признали на государственном уровне социально-значимым товаром, это помогло бы решению проблем во взаимоотношениях с ритейлом?

– Думаю, да. Однако мы до сих пор такого решения не добились, хотя говорим о его необходимости второй десяток лет.

Лично я поддерживаю концепцию развития рынка исключительно на основе экономики, без госрегулирования. Однако в некоторых ситуациях без вмешательства государства все-таки не обойтись.

– А, например, общерыночное принятие агентского договора во взаимоотношениях между издателем и распространителем, о котором мы тоже говорим уже лет десять, когда распространитель выступает просто как агент – это облегчило бы издателям выпуск новинок? Ведь тогда бы не пришлось делать никаких дополнительных выплат…

– Это все равно ничего не решит, потому что от распространителя в работе с сетевой розницей экономические условия сотрудничества не зависят. Да, агентское вознаграждение на базе такого договора позволит и распространителям получать хорошее вознаграждение, и издателям контролировать процесс. Но ритейл от этого своих условий менять же не будет.

Издатель и распространитель и так тесно взаимосвязаны. Но без понимания, что распространитель не собственник продукта, а только посредник в процессе его доведения до читателя, наш бизнес не сможет развиваться. Распространители сегодня в большинстве случаев работают без рисков, ведь издатель готов выкупать непроданные издания. Поэтому и получается, что особой разницы между нынешней схемой работы и агентским договором, когда права собственника находятся у издателя, а распространитель получает комиссионные за проделанную работу, в принципе нет. Это просто юридически по-разному оформленные договорные отношения, и все.

–Значит, и переход на агентские отношения ничего не решит, и статуса социальной значимости рынку не видать, по крайней мере пока. Выходит, все останется как есть: издатели как не запускали новые издания, так и не запускают…

– Запускают, но очень мало.

– Согласна, но так мало, что можно считать – их практически нет. В свою очередь, распространители, если уж говорить честно, свой ассортимент на падающем печатном рынке пытаются максимально расширить другими группами. Тут и кофе, и булочки, и все что хочешь… Рентабельность же им нужно как-то поддерживать. Вот и получается, что прессой всерьез никто заниматься не может – ни издатель, ни распространитель. Так?

– Отчасти. Но надо понимать, что ритейл все последние годы растет, открывая перед издателями новые возможности. Увеличивая количество своих магазинов, сетевая торговля приводит журналы на новые рынки, к новым читателям. Хотя нужно уточнить, что и внутри самого сегмента сетевой торговли есть специфика. Например, при росте количества точек продаж в одном регионе, оборот на каждую отдельную точку логично уменьшается. Если пять лет назад на этом рынке работала одна сеть, то сейчас их может быть и две, и три. И весь оборот распределяется между ними. Поэтому увеличение количества точек продаж не всегда приводит к росту объемов.

– Ну и что, что тортовые сети растут – точки продаж в супермаркетах не заменят киоски… Это же совершенно разные ниши.

– Не настолько. Потребитель то в них одинаков: что вы покупали журнал в киоске по пути на работу, что теперь покупаете его заодно с другими товарами в супермаркете…

– И газеты?

– Нет, газеты – это вообще другая история. На газетном рынке все намного специфичнее.

– Полностью согласна, но предлагаю не обсуждать сейчас эту специфику. Давайте вернемся к нашей теме: что все-таки должно измениться на рынке в ближайшем будущем, чтобы ситуация начала исправляться? Чтобы издателям было интересно и выгодно запускать новинки?

– Все зависит от степени понимания экономической модели рынка всеми его участниками. В первую очередь – модели взаимоотношений между издателем, распространителем и сетевой розницей. Важно, что уже сейчас распространители осознают: без развития издательского сегмента, без появления новых журналов рынок просто умрет через несколько лет. Нельзя сказать точно через сколько – пять, десять, пятнадцать, но рано или поздно это случится, если, повторюсь, экономическая модель взаимоотношений между участниками рынка останется неизменной.

– Но не может же рынок умереть совсем…

– Произойдет его консолидация. Количество распространительских компаний будет все сокращаться, сокращаться…

– Так их и так у нас не особо много. Одна что ли останется?

– Ну, не одна, конечно. Тем не менее, уже сейчас мы наблюдаем тенденцию сокращения. Если раньше в регионах было несколько распространителей, то за последние годы из-за падения рынка их количество уменьшилось. Но повторюсь, такая консолидация по экономическим причинам происходит во всем мире. Например, в Германии еще несколько лет назад было 80 оптовиков, а сейчас их порядка 65. И эта тенденция будет продолжаться. Идет консолидация.

– Так, может, в России все не так плохо, раз мы идем в ногу с мировым трендом?

– Это не плохо и не хорошо – это нормально. У объединенной консолидированной компании экономический результат выше. Если объемы растут, а затраты, наоборот, сокращаются, то и падение рынка не так трудно пережить. Это и есть нормальное экономическое развитие.

– Но мы в России этого не хотим?

– Вопрос не стоит: хотим мы чего-то или нет. Это чистая экономика – так будет, и все.

– А вдруг завтра все издатели возьмут и выпустят каждый по новому журналу, а все распространители тут же включат их бесплатно в ассортимент?

(Улыбается) – И АРПП, и некоторые крупные распространители и издатели давали свои предложения по выходу из кризиса, призывали всех участников рынка к активностям по запуску новинок, но результата пока нет.

– То есть участники рынка не готовы?

– Многие пока еще, к сожалению, не до конца понимают всей опасности кризиса. Не осознают, что рынок сейчас находится на стадии легендарного выбора Гамлета: «Быть иль не быть – вот в чем вопрос». Выживет он или умрет? Законы рыночной экономики как существовали, так существовать и будут, независимо от нас. Идет рост, выпускаются новинки – рынок развивается; притока новых идей нет – происходит стагнация. Все просто.

Любой компании за ее историю приходится работать как с прибылью, так и с убытками. Если она убыточна, как скоро акционеры примут решение о ее закрытии или консолидации с другой фирмой – это только вопрос времени. Данный процесс мы наблюдаем все 20 лет существования российского рынка. Наш бизнес очень динамичен, и, я уверен, что у нас еще будут новые продукты, интересные журналы, откроются перспективные возможности. Главное, чтобы представление о рыночных процессах изменилось и у распространителей, и у издателей.

– Мне порой кажется, что издатели все-таки лукавят, когда говорят, что, мол, мы готовы запускать новые проекты, да только злые распространители нам палки в колеса вставляют. А сами при этом, если что и запускают, то какие-то однотипные, одинаковые чуть ли не до фотографий, спецпроекты. Что один в руки берешь, что другой – кругом одно и тоже. Складывается впечатление, что у издателей жуткий кризис идей. Все в одном котле варятся, и ничего нового предложить не могут. Может быть, и не распространители вовсе виноваты? Может, это у издателя просто фантазии не хватает на новые проекты?

– Я думаю, что у издательского рынка еще большой потенциал. Например, у нас в издательском доме «Логос» есть очень много интересных идей. Не скажу, что все они будут реализованы в ближайшее время, скорее, это задел на будущее. Тем не менее, запуск нескольких новых проектов мы обдумываем, изучаем их потенциальную востребованность у читателей.

Издательский рынок находится в постоянном движении. В благополучные годы количество журналов растет, а потом менее успешные из них закрываются, на их месте возникают новые, на фоне еще выходящих старых… Все в динамике.

– А что влияет на успешность новинки в первую очередь?

– Многие факторы. Качество журнала – вопрос номер один. Но без системы распространения, без места в торговой точке журнал никто не увидит и никто не купит. Есть хорошее выражение: издатель без распространения жить может, но распространитель без издателя нет. Это диалектика отношений на нашем рынке.

– Итог нашей сегодняшней беседы можно ли выразить таким тезисом: издательский рынок сегодня готов выпускать новые проекты, но необходимо переосмысление внутриэкономических отношений в цепочке между издателем и распространителем?

– Да. И особое значение здесь приобретает инициатива крупных издателей, способных запускать новые проекты на базе существующих у них журнальных брендов.

Previous Post

Реклама ПИКа попала в список кандидатов на получение премии «Народное признание – 2014»

Next Post

Самые добрые объявления

Related Posts

Российская реклама мигрирует на отечественные площадки
АНАЛИТИКА

Российская реклама мигрирует на отечественные площадки

26.06.2025
Драйверами роста выступают интернет-сервисы
АНАЛИТИКА

Драйверами роста выступают интернет-сервисы

11.06.2025
Итоги 2023 года на рекламном рынке Санкт-Петербурга
АНАЛИТИКА

Эксперты АКАР Северо-Запад оценили первый квартал

10.06.2025
Первый индустриальный отчёт АКАР глобально определил место российской рекламы
АНАЛИТИКА

Первый индустриальный отчёт АКАР глобально определил место российской рекламы

10.06.2025
Комиссия экспертов ЦАРА: ожидания являются умеренно оптимистичными
АНАЛИТИКА

Комиссия экспертов ЦАРА: ожидания являются умеренно оптимистичными

05.06.2025
Казахстанские маркетологи делают ставку на цифровую рекламу
АНАЛИТИКА

Эксперт: digital-реклама в Казахстане в 2024 году показала умеренный рост цен

30.05.2025
  • Trending
  • Comments
  • Latest
14 лет для секса – это слишком мало

14 лет для секса – это слишком мало

12.10.2021
Проект, который вдохновит туристов на путешествия по России

Проект, который вдохновит туристов на путешествия по России

13.07.2020
Рекламу на теле- и радиоканалах тщательно измеряют. И находят нарушения закона

Рекламу на теле- и радиоканалах тщательно измеряют. И находят нарушения закона

13.12.2017
Для ТВ и радио закон о рекламе не всегда закон

Для ТВ и радио закон о рекламе не всегда закон

20.04.2017

Госдума приняла во 2-м чтении законопроект о социальной рекламе

Действия Москомархитектуры привели к ограничению деятельности хозяйствующих субъектов по размещению рекламных конструкций

Адская белочка стала водочным брендом

Общественный транспорт Петербурга получит фирменный стиль и поедет без рекламы

Противоправные информационные ресурсы оставят без рекламы?

АБА пишет регулятору

01.07.2025
Ненормативная лексика и призывы к потреблению алкоголя в рекламе недопустимы

Ненормативная лексика и призывы к потреблению алкоголя в рекламе недопустимы

01.07.2025
«Оценивайте свои финансовые возможности и риски» – реклама кредита без такого предупреждения нарушает закон

«Оценивайте свои финансовые возможности и риски» – реклама кредита без такого предупреждения нарушает закон

01.07.2025
«Стальное сердце Белогорья» обрело новый логотип

«Стальное сердце Белогорья» обрело новый логотип

30.06.2025

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Противоправные информационные ресурсы оставят без рекламы?

АБА пишет регулятору

01.07.2025
Ненормативная лексика и призывы к потреблению алкоголя в рекламе недопустимы

Ненормативная лексика и призывы к потреблению алкоголя в рекламе недопустимы

01.07.2025
«Оценивайте свои финансовые возможности и риски» – реклама кредита без такого предупреждения нарушает закон

«Оценивайте свои финансовые возможности и риски» – реклама кредита без такого предупреждения нарушает закон

01.07.2025
«Стальное сердце Белогорья» обрело новый логотип

«Стальное сердце Белогорья» обрело новый логотип

30.06.2025

Сетевое издание (СИ) «Рекламный совет» 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-67323 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30 сентября 2016 г.

Учредители

ООО «ИМА. Пресс-Центр»
ИП «Пилатов С.Г.»

info@sovetreklama.org
8 800 201-50-52

Подписывайтесь

  • СМИ
  • Партнеры
  • Реклама
  • Контакты

Рекламный совет © 2016 • 16+ Использование материалов сайта допускается по согласованию с редакцией.

No Result
View All Result
  • СОБЫТИЯ
  • ЗАКОН
    • Принятые законы
    • Инициативы
    • Суды
    • ФАС РФ
    • Контроль. РФ
    • Контроль. СНГ
    • Экспертные советы
    • Авторские права
  • МАРКОМ
    • Маркетинг
    • Связи с общественностью
    • Брендинг
    • Территориальный маркетинг
  • РЕКЛАМА
    • Реклама на ТВ
    • Реклама на радио
    • Реклама в печатных СМИ
    • Наружная реклама
    • Интернет-реклама
    • Реклама в социальных сетях
    • Реклама на мобильных устройствах
    • Транзитная реклама
    • Indoor реклама
    • Некоммерческая реклама
      • Государственная реклама
      • Социальная реклама
  • СМИ
    • ТВ
    • Радио
    • Интернет-СМИ
    • Печатные
  • СООБЩЕСТВА
    • КСР
    • РОССИЯ
    • СНГ
    • МИР
    • САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
  • АНАЛИТИКА
  • КАЛЕНДАРЬ

Рекламный совет © 2016 • 16+ Использование материалов сайта допускается по согласованию с редакцией.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In