РЕКЛАМНАЯ ЖИЗНЬ: ПРОТЕСТЫ (Великобритания). По инициативе премьер-министра Бориса Джонсона в стране начата кампания по борьбе с ожирением «Улучшение здоровья» (Better Health). Её цель – помочь 35 млн человек сбросить лишний вес и начать вести здоровый образ жизни. В рамках кампании накладываются ограничения на рекламу нездоровой пищи в интернете и на телевидении. Рекламировать продукты с высоким содержанием жира, сахара и соли на ТВ и в интернете можно будет только после 9 часов вечера. Это вызвало резкое неприятие со стороны коммуникационной индустрии.
Действительно, не только в России виновником всех бед частенько считают рекламу. А, может быть, даже в большей степени, чем в России, с рекламой пытаются бороться в доброй консервативной Британии. Логика Бориса Джонсона поражает своей непосредственностью: Великобритания столкнулась с проблемой страшного коронавируса – от него чаще всего умирают не очень здоровые люди – нездоровые люди от нездоровой еды – в потреблении нездоровой еды виновата реклама! Вот главный виновник и найден! При этом оспаривать тезис о вреде нездоровой еды вряд ли будет самый отъявленный сторонник данного питания. Но, как говаривают врачи: самая вкусная еда – вредная. Однако делать рекламу главным виновником, наказывая таким образом телевизионных вещателей, которые и так понесли из-за всей этой истории с коронавирусом огромные потери, большинству из экспертов кажется неразумным.
Как пишет газета «Гардиан», вещатели заявляют, что «подобные меры могут привести к глубоким сокращениям на телеканалах», а сам план Бориса Джонсона «резко сократит доходы медиаотрасли, уже находящейся в кризисе».
По оценкам экспертов, ITV («Независимое телевидение») – одна из лидирующих телевизионных корпораций Великобритании (её эмблема – на фото) – потеряет 100 млн фунтов дохода, если будут введены ограничения на рекламу нездоровой пищи до 9 часов вечера. Британские телеканалы могут быть вынуждены сократить свои программные бюджеты более чем на 200 млн фунтов стерлингов, если правительство станет продвигать планы введения полного запрета на рекламу нездоровой пищи.
Channel 4 («4 канал») подсчитал, что он будет терять 40 млн фунтов ежегодно – почти десятую часть своего теперь резко сокращённого годового бюджета.
«Мы знаем, что креативные индустрии уже страдают в результате COVID-19. Теперь же правительство рискует «отобрать костыли» у британской телевизионной индустрии»,
– сказал корреспонденту «Гардиан» один высокопоставленный источник в коммерческой телекомпании.
Вещатели ждут подробностей планов правительства, прежде чем давать свои ответы. Руководители телевидения сомневаются, что запрет даст желаемый эффект. К примеру, телеканалы указывают чиновникам на их же исследование, которое показало, что подобный запрет почти никак не скажется на потреблении вредной еды детьми, в заботе о которых во многом и принимается новый закон.
Многие правительства предпринимали попытки ограничить рекламу нездоровой пищи на телевидении. Майкл Грэйд, бывший исполнительный директор Channel 4 и ITV, заявил, что он никогда не видел никаких доказательств того, что полный запрет телевизионной рекламы нездоровой пищи «уменьшил талию нации».
«Я не знаю ни одного доказательства, которое говорит, что рекламные запреты действительно сокращают потребление нездоровой пищи. Но я понимаю, почему правительство считает необходимым что-то предпринять. Есть кризис ожирения, и они должны что-то делать. Чего бы мне не хотелось, так это чтобы запрет оставался в силе бесконечно. В правительстве должны посмотреть на это через два-три года и оценить, имеется ли какой-то эффект»,
– сказал Майкл Грэйд.
В этом году ожидается снижение объёма телевизионной рекламы на британских каналах примерно на 700 млн фунтов стерлингов. Расходы на ТВ-рекламу не вернутся к «доковидному» уровню 2019 года до 2023 года, полагают эксперты. До пандемии ожидалось, что британский рынок телевизионной рекламы достигнет примерно 4,4 млрд фунтов стерлингов в этом году, но теперь он был понижен до 3,7 млрд фунтов стерлингов, по данным WPP media arm Group M.
Конфликт в Великобритании лишний раз показывает несовершенство действующей рекламной модели: СМИ, которые в идеальной картине мира должны быть независимыми, готовы защищать любые товары и услуги, лишь бы они приносили им рекламные доходы. Трудно не увидеть иронию в том, что традиционно вредная пища вполне полезна для рекламных бюджетов… Конечно, отступления от этого правила существуют (например, кое-кто не рекламирует нефтяные компании, потому что это неэтично), но нерациональны с экономической точки зрения.
Безусловно, нам интересно, как отреагируют британские рекламные саморегуляторы на эти процессы. Обязательно будем держать эту проблему в зоне внимания, понимая, что такие люди, как Борис Джонсон, и по нашим улицам ходят.
П.СЕРГЕЕВ (по материалам газеты The Guardian)