АРО (Беларусь). Ситуацию на рекламном рынке страны и его перспективы комментирует исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций (АРО) Республики Беларусь Валерий Бондарь:
– В одном из недавних номеров «Экономической газеты» вышло интервью с представителями Гильдии пивоваров, где поднимался вопрос о безалкогольном пиве, которое оказалось с точки зрения закона о рекламе в одной компании с пивом алкогольным. Реклама и того и другого разрешена только в ночное время. Трудно сказать, по недочёту это произошло или перед нами пример «перегиба». Ясно лишь одно: законы пишутся на годы, а не на месяцы, и с течением времени банально устаревают, теряя актуальность. Жизнь и экономическая ситуация меняются очень динамично.
На осенней сессии Палаты представителей Национального собрания планируют рассмотреть законопроект о внесении дополнений и изменений в закон «О рекламе». В нём мы предложили исключить безалкогольное пиво из-под «запрета рекламы». Пиво ведь так и называется – безалкогольное. Почему оно попало под «юрисдикцию алкоголя», непонятно. Концентрация этанола в нём находится на уровне кисломолочных напитков. Их реклама ведь не запрещена!
В конце концов, если идёт речь о гармонизации белорусского законодательства с законодательством России, тогда стоит присмотреться к закону о рекламе у соседей, который позволяет в определённое время рекламировать в том числе и слабоалкогольные напитки собственного производства. Получается, что производители у нас и в России находятся в неравных условиях.
Наша позиция не противоречит логичному выводу из статистики минздрава и МВД о повышенном потреблении в Беларуси крепких алкогольных напитков. Разрешение рекламы безалкогольного пива, шампанского и натуральных вин собственного производства соответствует международной практике регулирования потребления алкоголя и находится в русле концепции снижения алкоголизации населения.
Свои предложения по изменению законодательства рекламный бизнес представил в министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) ещё в первой половине 2018 года. То есть от момента предложений до момента рассмотрения в законодательном органе прошло почти два года. Это время упущенных производителями безалкогольного пива возможностей, а СМИ – инвестиций от размещения рекламы. При этом вовсе не факт, что все наши предложения будут учтены и приняты. Если бы рынок рекламы регулировался постановлениями совмина, всё происходило бы, думается, быстрее. Но реклама регулируется законом, согласование изменений в который происходит в рамках определённой и не очень быстрой процедуры.
При этом хотелось бы отметить ряд положительных изменений в работе органов госуправления, которые, по моему мнению, будут способствовать улучшению общего подхода к принятию любого рода нормативно-правовых актов.
В первую очередь, это постановление совмина «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативно-правовых актов». Кроме того, у рекламного бизнеса есть возможность обсуждать с властью свои проблемы в общественно-консультационном совете при МАРТ, а также на круглых столах.
Что касается изменений в законе о рекламе, то мы просим оставить ныне действующую редакцию пункта закона, касающуюся уровня звука рекламы в программах, согласно которому он определяется специальным нормативно-техническим правовым актом. Последняя редакция закона запрещает превышение уровня звука рекламы над уровнем звука передачи и предписывает регулировать это МАРТу и минсвязи. Уровень звука передач на радио и телевидении разный, поэтому предлагаемая норма потребует настраивать уровень звука рекламы в каждой программе. Это чрезвычайно трудоёмкий процесс, а во многих случаях (прямые эфиры и оперативный перенос рекламных блоков в другие программы) является нереализуемым. Как это будут регулировать МАРТ и минсвязи? Может, телеканалы будут просто соблюдать установленные технические требования по уровню звука?
Ещё один блок наших предложений касается рекламы товаров медицинского назначения. В проекте закона отменяется согласование рекламы биологически активных добавок к пище и лекарственных средств при её размещении на средствах наружной рекламы и на транспорте. При этом такая реклама при размещении на телевидении и радио должна по-прежнему согласовываться с минздравом. Это спровоцирует резкий отток медицинской рекламы из электронных СМИ в «наружку», что скажется на снижении рекламных доходов, в первую очередь, государственных телекомпаний и радиостанций. Дискриминационные требования в отношении телевидения и радио, как нам кажется, должны быть отменены.
Есть в законопроекте норма, согласно которой размещать рекламу в детских передачах разрешено только перед их началом и в самом конце. Мы вышли с предложением разрешить рекламу в детских передачах без ограничений. Обоснование простое: на отечественном ТВ практически отсутствуют передачи для детей; бюджет для них – смешной; их невыгодно делать. А реклама сможет данный пробел компенсировать.
Ещё одним из наших предложений было сокращение хронометража рекламных блоков и увеличение их разрешённого числа с четырёх до шести. Это позволило бы телеканалам избежать потерь от «перемотки» блоков с помощью отложенного просмотра. Сегодня около половины населения страны пользуются интерактивным телевидением оператора «Белтелеком».
Кроме того, мы вышли с предложением запретить иностранным телеканалам, вещающим на территории Беларуси, размещение рекламы, которая производится и распространяется с территории других государств и не соответствует требованиям белорусского законодательства.
Отмечу, что правительство прикладывает сегодня максимум усилий для повышения эффективности работы белорусских предприятий и роста ВВП, что должно благотворно сказаться и на рекламной рынке. Пока вклад белорусской рекламы в ВВП страны – на уровне арифметической погрешности. В том числе и из-за несовершенного законодательства. Эту причину не очень сложно устранить. Систематическое изучение и анализ передового опыта рекламного регулирования, постоянный диалог рекламного бизнеса и органов госуправления, подготовка нормативно-правовых актов и оценка их регулирующего воздействия на рекламную индустрию – вот те конкретные действия, которые не требуют серьёзных капиталовложений, но могут обеспечить наличие в Беларуси эффективно работающего закона о рекламе.
(По материалу Neg.by)