НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА – ЗОНА КОНФЛИКТА (Россия, Омск). Егор Сусликов, возглавляющий рекламное агентство «Компаньон», недоволен тем, как подготовлен ряд документов по организации торгов на право размещения наружной рекламы в городе.
В департаменте имущественных отношений (ДИО) Омска прокомментировали ситуацию с тем, что рекламное агентство «Компаньон» всеми силами пытается оттянуть проведение аукциона на аренду более 900 мест для рекламных конструкций, подав обращение в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Омской области, в котором выражается недовольство условиями конкурса. В итоге аукцион перенесли на 6 сентября.
– Позиция департамента однозначная. На сегодняшний момент существуют пять нормативных документов, согласно которым осуществляется организация проведения торгов, – говорит заместитель начальника управления арендных отношений департамента имущественных отношений Елена Карпова. – Егор Сергеевич как раз недоволен тем, каким образом подготовлен ряд документов, хотя он принимал непосредственное участие при их согласовании и разработке. Что касается схемы размещения рекламных конструкций, основная его претензия в том, что не указаны конкретные места размещения рекламных конструкций. Под конкретными местами он понимает привязку мест размещения чуть ли не до координат. Но федеральное законодательство нам таких полномочий не дает.
По словам Елены Карповой, в Федеральном законе «О рекламе» указано, что именно должно входить в схему размещения рекламных конструкций, а также что должна представлять карта размещения конструкций.
– Там сказано, что орган местного самоуправления не имеет права запрашивать у заявителя сведения, не относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим характеристикам конструкций. Этим нормативным актом федеральный законодатель говорит, что точные места размещения конструкций должны быть указаны самим заявителем. В схеме есть определенные ориентиры. Относительно этих ориентиров лицо, заинтересованное в выдаче разрешений, должно нам подать заявление. Мы на этом настаиваем, – заявила представитель департамента. – Кроме того, есть постановление администрации – административный регламент по выдаче разрешений, который тоже предусматривает, что необходимо указать заявителем при подаче заявления в департамент имущественных отношений. Там как раз сказано, что территориальное размещение рекламной конструкции указывается именно заявителем.
Таким образом, в департаменте имущественных отношений считают, что претензии Егора Сусликова, касающиеся условий конкурса, абсолютно беспочвенны.
У самого же Егора Сусликова другое мнение. Его он выразил в интервью порталу Bk55.ru.
– УФАС Омской области 30 августа рассматривал ваши жалобы на действия ДИО. В чем суть спора?
– Основных претензий несколько, – сказал руководитель рекламного агентства «Компаньон». – ДИО выставил на торги слишком большие лоты, тем самым ограничил доступ на этот рынок мелких и средних игроков, в основном местных. Лоты сформированы неравнозначно, что нарушает принципы конкуренции и заведомо создает неравные условия для будущих победителей. В лотах присутствуют места, где установлены конструкции с действующими договорами, и есть места, по которым будет невозможно установить конструкции. И самое серьезное нарушение – это то, что победитель торгов получает абстрактное место. Конкретное место определить по тем нормативным документам, которые есть, невозможно.
– С чем, на ваш взгляд, связано то, что ДИО вдруг назначил такие большие торги, на которые выставлено 90% конструкций?
– Точно не с пополнением бюджета. Время для такого серьезного аукциона выбрано неудачное, август, сезон отпусков, лоты сформированы так, что многие даже заявиться не могут на них по финансовым соображениям, да и спешка при подготовке аукционной документации торгов говорит о том, что организаторы преследуют другие цели. В кулуарах есть стойкое мнение, что лоты составляли не в стенах департамента. Иначе как объяснить такое количество элементарных ошибок? Вы только вдумайтесь в эту цифру, выставлено 1052 места, из них 128 исключены! Это, на мой взгляд, говорит о качестве подготовленного документа.
– Департамент в качестве конкретных доводов говорит о том, что места, которые вы указываете как невозможные к установке, можно установить.
– Я задам встречный вопрос. Почему первый раз за все время департамент выставил на торги абстрактные места, а не документы, которые прошли согласительную комиссию? Всегда ДИО сначала готовил необходимое разрешение с четкой привязкой к местности, с которым могли ознакомиться до торгов любые из предполагаемых участников, и лишь потом проводил торги. Замечу, что сейчас пропущена очень важная процедура, ведь в согласительную комиссию входят не только сотрудники ДИО, но и ГИБДД, которые отвечают за безопасность дорожного движения, и АТИ, в функции которой как раз и входит проверка на возможность технической установки конструкции. Зачем вдруг менять сложившуюся десятилетиями практику? Мы с февраля, как только был назначен новый руководитель ДИО, предлагали для избежания рисков для будущих участников торгов и самого департамента заняться срочно анализом схемы на соответствие новому ГОСТУ, исключением из схемы мест, которые невозможны к установке, и включению мест, которые будут интересны и городу, и бизнесу. Знаете, сколько документов выпустил департамент за шесть месяцев? Ноль!
– А какие риски у предпринимателей?
– Штрафы. Если ГИБДД проверит и конструкция не будет соответствовать ГОСТУ, штраф – 500 тысяч. За повторное – 1 миллион. И, поверьте, их не будет интересовать схема. Уже есть сложившаяся судебная практика.
– Но в ГИБДД согласовали схему?
– В этом-то и дело! В части схемы отсутствует масштаб! После должны были быть изданы разрешения с точной привязкой к месту. Чтобы ГИБДД и другие структуры могли согласовать каждое место.
– Департамент утверждает, что ваши права не нарушены, что после торгов вы подадите заявку на получение разрешений.
– Это нонсенс! Что значит: «они согласуют»? Кто это будет делать? По каким критериям? Некое лицо в ДИО, которое может согласовать, а может и не согласовать? Или согласовать в таком месте, что оно даром не будет нужно? После того как победитель выложит несколько десятков миллионов рублей, заключит договор и придет в ДИО с заявками на получение разрешений к некому человеку, а тот по доброте души своей согласует, а если у него будет плохое настроение, может, и нет, а может, вы ему вообще не понравитесь? Вы понимаете, что у этого сотрудника нет четких критериев для согласования или отказа. В связи с этим решения чиновника могут носить произвольный характер, фактически предлагается заплатить деньги за возможность в дальнейшем обсуждать, где это рекламное место будет. И тут все будет зависеть от ваших «дипломатических» способностей. При этом не факт, что у вас получится ее поставить. Это в чистом виде коррупционная составляющая. Не должен участник торгов покупать возможность где-то поставить конструкцию. Он должен до торгов четко знать, где она будет стоять, сколько платить и т.д. Это же простые вещи. Не может продаваться то, чего еще нет. А разрешения на установку конструкции нет. Мало того, у ДИО, по закону, два месяца на рассмотрение такой заявки. А если он откажет? Идти в суд? Еще пять месяцев судиться? Таким образом можно разорить любую компанию, которая выиграет торги. Мы видим в такой форме торгов массу возможностей для манипуляций. Самое главное, что виноват во всем и всегда будет предприниматель. Он же подал заявку с предложением, куда ему установить конструкцию.
– Вы говорите, что лоты сформированы неравнозначно, что вы имеете ввиду?
– Лоты, по мнению российского антимонопольного органа, должны быть пропорциональными по привлекательности мест. То есть если город разбит на три зоны, то в каждом лоте должна быть одинаковая пропорция. А у нас есть два суперлота с большим количеством привлекательных мест.
– Вы говорите, что ДИО неправильно сформировал лоты и не подготовил необходимый пакет документов. Как, на ваш взгляд, должно это проходить?
– Идеальное решение, на мой взгляд, предложил Союз предпринимателей на совещании у заместителя мэра: 1. Сначала определяем предмет: что, собственно, продается. Это разрешение на каждое место с четким пониманием границ установки рекламной конструкции. 2. По аналогии с продажей земельных участков объявляется, например, месяц на прием предложений потенциальных претендентов. По каким местам есть пересечения – они автоматически выставляются на торги как один лот – одно место. Места, которые предварительно интересовали только одного участника, могут быть выставлены в большой лот. Тем самым будут на 100% соблюдены интересы и малого, и крупного бизнеса. Мало того, бюджет от таких торгов получит максимальную выгоду.
(По материалам «ОмскИнформа» и Bk55.ru)
Материалы по теме «Наружная реклама» готовятся и публикуются при поддержке Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга.