РОССИЯ (Реплика О.Б.С.) Член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева направила генеральному директору Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олегу Добродееву письмо с просьбой разъяснить практику неупоминания названий организаций, когда речь идёт об их социальной и благотворительной деятельности.
Наконец кто-то осмелился спросить с телеканала «Россия» и его приложений за откровенное нарушение прав потребителей их продукции!
Уже много лет на государственном канале существует практика замалчивания названий фирм и организаций, которые занимаются благотворительной деятельностью. Для меня любое замалчивание чего-либо или кого-либо является посягательством на моё право знать правду до конца, в полном её объёме, даже если речь идёт о коммерческих фирмах. Но здесь у руководства канала и организаций, которые отвечают за размещение рекламы на нём (НЕ СКАЖУ, КАКИЕ!), есть веский, казалось бы, аргумент – а ФАС на вас! Типа скрытая (правильнее – неопознаваемая) реклама.
Лукавство всё это надуманное. Не надо денег брать с фирм за это, тогда и не будет рекламы. Но я имею право знать, директор какой фирмы выступает не только тогда, когда он уже на скамье подсудимых. Тем более, если этот директор делает много полезного на свободе и не собирается нарушать законы.
Что тогда говорить о попытках канала скрыть названия благотворительных фондов. Поводом для обращения Елены Тополевой к Олегу Добродееву стал выпуск программы «Правила жизни», в которой выступала Лиза Олескина, директор фонда «Старость в радость». В титрах программы Олескина указана как «директор благотворительного фонда», а в описании передачи на сайте телеканала – как «социальный работник».
А это уже, на мой радикальный взгляд, является откровенным вредительством! Если канал «Культура» считает, что деятельность данного конкретного фонда является настолько бессмысленной, что указывать его не имеет смысла, то и не рассказывайте о нём. А если решили рассказывать о нём, то обеспечьте меня полноценной информацией о том, что это за фонд. Не надо мне предоставлять телефоны или просить с ним связаться. Просто скажите, что фонд этот называется «Старость в радость», или объясните, почему вы это скрываете от меня. Да, меня скоро очень заинтересует деятельность этого фонда и не думаю, что каналу «Культура» будет плохо от того, что я и многие другие пожилые люди будут с этим фондом взаимодействовать.
Конечно, этот случай – только повод для того, чтобы развернуть дискуссию о том, почему государственное телевидение не хочет, чтобы мы не знали ничего о тех, кто свою жизнь посвящает добру или постоянно совершает добрые дела. Например, на «Первом канале» в эфире «Доброго утра» в сюжете не были упомянуты фонды «Артист» и «Галчонок», на телеканале «Москва 24» отказались упоминать Банк продовольствия «Русь». Я знаю случай, когда все телеканалы отказались называть фамилию мецената, установившего за свой счёт замечательный памятник Анне Ахматовой на тогда ещё набережной Робеспьера (ныне Воскресенской) в Санкт-Петербурге.
Пора навести порядок на государственных каналах. Пора объяснить деятелям от журналистики и от телевизионной рекламы – упоминание организации в связи с её благотворительной деятельностью нельзя считать рекламой. А если надо – объяснить это и налоговой инспекции, и антимонопольным органам, хотя за всю историю телевидения не знаю случаев, когда по данному поводу какая-то из этих организаций возбуждалась.
Надеюсь, что это письмо послужит поводом к нормальной публичной дискуссии с участием главных редакторов СМИ и представителей профильных министерств.
Ваш О.Б. Сервер
(Ниже – текст письма Елены Тополевой)