АРПП (Россия). На чем сегодня зарабатывают издатели печатных СМИ и книг? Таким вопросом задался президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Дмитрий Мартынов. Свое мнение он высказал в блоге d-martynov.livejournal.com. Вот что написал президент АРПП:
«Традиционно доходы издателей формируются из трех основных составляющих: продажи тиражей, реализация электронных копий, рекламные поступления. Причем реклама всегда являлась одним из важнейших каналов доходности, позволявших издателям удерживать цены на периодику на низком уровне.
В 2014 г. впервые мировые доходы издателей от продажи печатной прессы, по данным ежегодного исследования WAN-IFRA, оказались выше, чем поступления от размещения рекламы. Данное исследование «Тенденции мировой прессы» включает в себя информацию о рынках печатных СМИ более чем 70 стран мира (таким образом охватывая более 90% мирового тиража). Ларри Килман, генеральный секретарь WAN-IFRA, выступая в Вашингтоне на Всемирном газетном конгрессе сказал, что бизнес-модель, основанная на продаже рекламных полос, то есть субсидировании издания за счет доходов от рекламы, больше не актуальна. Теперь читательская аудитория стала основным источником доходов для издателей.
В целом, печатные издания заработали за 2014 г. $179 млрд. Из этой суммы $92 млрд были получены от продажи печатных (50%) и интернет-версий (1%) и лишь $87 млрд благодаря рекламному бизнесу.
Что касается рекламного рынка России, то, согласно данным исследовательской компании ZenithOptimedia, ему удалось адаптироваться к новым реалиям, связанным с падением нефтяных цен и экономическими санкциями в отношении нашей страны. По подсчетам аналитиков, в этом году рынок сократится на 15%, до 290 млрд руб., а не на 17%, как прогнозировалось ранее. Падение есть, но оно все же замедляется. В дальнейшем с улучшением ситуации, думаю, будет и расти. Более того, уже в будущем году ожидается незначительный рост (не более 1%), в первую очередь за счет роста рекламы в интернете.
Рынок рекламы в печатной прессе потеряет порядка 35% в 2015 г. Однако в 2016 г. темпы его сокращения резко снизятся и не превысят 5%.
Рекламные доходы издателей на российском рынке составляют 37% от общих (в мире – 48%).
Что же касается второй статьи дохода издателей – электронных версий, то тут можно отметить невысокий уровень проникновения цифровых технологий в сегменте газет и журналов. Цифровая выручка от общих продаж в мире оценивается на уровне 1%.
Лучше дела обстоят с применением цифровых технологий в книжном сегменте. В США и Великобритании продажи электронных книг достигли 22 – 25% от общего книжного рынка. Положительный момент здесь это то, что электронные книги на данных рынках перестали быть драйвером падения бумажного рынка. В результате бумажный рынок США впервые за долгое время показал в 2014 г. положительную динамику, в основном за счет роста спроса на детскую и юношескую литературу. Цифровые рынки книг в других странах, таких как Германия, продолжают расти – плюс 7% в 2014 г., поэтому бумажный рынок Германии демонстрирует снижение – минус 2% в 2014 г.
На основе данной статистики можно предположить, что достигнув определенного уровня, цифровые продажи на рынке прессы также перестанут быть драйвером падения этого рынка. Наиболее вероятно, что этот уровень также находится в пределах 20% от общей выручки от продаж печатных СМИ.
Общемировой тенденцией является рост платного доступа к цифровым проектам. Все больше издательских проектов применяют «мягкую» модель платности контента или делают его полностью платным. «Мягкая» модель предполагает, что оплачиваются только эксклюзивные материалы или когда читатель хочет прочитать все материалы издания или более 10 авторских статей. В этом случае печатная версия получает дополнительную ценность – ее содержание становится уникальным.
В 2014 г. количество платных пользователей цифровых версий СМИ выросло в США до 15% от общего количества читательской аудитории, в Великобритании – до 12%, во Франции и Германии – до 14%, в России этот уровень оценивает в 5%.
Очень показателен опыт американских издательских домов. Тенденция последних лет состоит в том, что издатели, создавая контент, размещают его и доводят до читателя по различным каналам: помимо бумажной версии здесь задействованы и интернет-СМИ, и социальные сети. На основе имеющегося контента издаются различные тематические товары: спецвыпуски, буказины, полноценные книги, цифровые приложения и т.д. Их стратегия в цифровую эпоху предполагает многократное переиздание контента на различных платформах. Но при этом ядром бизнеса остаются бумажные СМИ.
Цифровая активность (сайт, соцсети, рассылки и пр.) используется для популяризации бумажного издания и других издательских товаров. Таким образом, издательскому дому удается многократно монетизировать один и тот же контент, а также привлекать дополнительную аудиторию и рекламодателей. Активность в интернете позволяет также поддерживать интерес целевой аудитории к бумажному изданию».