РОССИЯ. В ноябре этого года было опубликовано указание президента правительству о выработке мер по ограничению рекламы лекарственных средств. Влияние этой инициативы на программу Минздрава по обеспечению доступности обезболивающих и рынок отечественных СМИ обещает оказаться очень значительным.
Указание президента было составлено по итогам заседания ОНФ, пишет Polit.ru. На совещании «фронта» было предложено ограничить рекламу лекарств в рамках борьбы с самолечением населения. По данным ВЦИОМ, четверть россиян лечится самостоятельно. Звучали предложения и о полном запрете рекламы лекарственных препаратов. Эта инициатива должна непосредственно коснуться фармацевтической индустрии и медиарынка. Медицинская отрасль является крупным и самым надежным заказчиком рекламы.
У фармацевтических компаний при любом конечном решении остаются способы продвижения своих товаров. Поскольку продвижение их продукции требует постоянного контакта с покупателем, они просто будут вынуждены перенаправить свои бюджеты. Стоит учитывать, что при общем спаде продаж рекламы фармацевтическая индустрия только наращивает свою долю. Например, из 7 основных товарных категорий, обеспечивающих 75% телерекламы, доля медицинской отрасли упала меньше всего.
СМИ же потерпят крупные убытки. Президент Трансконтинентальной медиакомпании, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Александр Митрошенков во время заседания Комитета Госдумы по информационной политике, последовавшим после опубликования новых указаний, охарактеризовал положение следующим образом: «Сейчас идет информационная война, в ней наши информационная команда, наши СМИ не проигрывают. В этот момент депутаты, которые кричат: «надо поддержать эту войну», наносят колоссальный удар. Я считаю, что каждый депутат должен знать, что он голосует за такие законы, он фактически играет на руку пропагандисткой машине США».
В ходе обсуждения депутат ГД, сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева уточнила: «Мы настаиваем принципиально, что ограничение рекламы лекарственных средств должно коснуться сильнодействующих обезболивающих. Люди покупают обезболивающие и не идут к врачу. Надо анализировать рынок, провести полный мониторинг, с привлечением специалистов решить, что нужно ограничивать. Мы говорим о конкретных препаратах, которые нельзя было бы купить в аптеке, посмотрев телевизор или прочитав газету». Обсуждение итогового варианта должно продолжиться.
Но и меры, озвученные депутатом Тимофеевой, снизят конкуренцию на рынке обезболивающих. При запрете рекламы малым компаниям будет сложнее отвоевывать свою долю: старые и известные бренды будут иметь преимущество, а разработка новых препаратов без уверенности в быстром и успешном размещения станет крайне рискованной. Это идет вразрез с рекомендациями экспертного совета при правительстве о повышении уровня конкуренции на рынке анальгетиков.
Тема обезболивания в 2015 году широко освещалась в связи с сообщениями о самоубийствах онкологических больных. Минздрав принял целый ряд мер для исправления ситуации. Приведем основные законы и законодательные инициативы, инициированные за последние 11 месяцев.
16 декабря 2014 был принят закон о доступности наркотических препаратов для тяжелобольных людей. Он расширил перечень медицинских организаций, которые имеют право использовать сильнодействующие обезболивающие; отменил требование возврата использованной упаковки при выписке новых рецептов и ввел еще ряд упрощений в процедуру получения.
Перед этим руководитель Госнакоконтроля Виктор Иванов заявил: «Отсутствие обезболивающих веществ напрямую ведет к подрыву национальной безопасности, а бюрократические процедуры – к росту социальной напряженности». Иванов дал понять, что его ведомством подана рекомендация по упрощению оборота сильнодействующих препаратов. Было упомянуто, что инициатива связана с гибелью в результате самоубийства контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, болевшего раком.
25 мая 2015 был опубликован законопроект о пропаганде наркотических средств. По словам депутата Ирины Яровой, он разрабатывался совместно с фондом «Подари жизнь» и не касается взаимоотношений врача и пациента. Реклама на специализированных медицинских выставках, семинарах и в специальной прессе также отдельно упомянута и остается разрешенной.
1 июля поправки к федеральному закону, касающиеся доступности сильнодействующих лекарств, вступили в силу. Законодательная база по этим вопросам не обновлялась с 1998 года. И уже в конце августа Росздравнадзор сообщил, что обеспеченность онкологических больных обезболивающими препаратами за год выросла на 68%, а количество аптек, отпускающих наркотические препараты, увеличилось на 20%. Хотя случаи отказа в выписке за первое полугодие 2015 года фиксировались в 21 регионе России. «Сегодня уже много сделано для того, чтобы люди, столкнувшиеся с тяжелой болезнью и мучительной болью, смогли своевременно получить гарантированную помощь, – говорит руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. – Тем не менее, еще не все регионы ответственно относятся к данному направлению деятельности. Поэтому в настоящее время одной из главных задач для Росздравнадзора является контроль за неукоснительным исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения не снимает данный вопрос с контроля, работа продолжается».
Polit.ru замечает, что на мартовском совещании организации – члены Общественной палаты от профильных отраслей оценивали количество пациентов, получающих необходимое обезболивание, в 10%. А современные методы позволяют обезболивать до 99% нуждающихся.
Сейчас Минздрав прорабатывает новые поправки, которые должны увеличить срок действия рецептов на наркотические и психотропные вещества и расширить круг специалистов, имеющих право их выписывать. Также, по словам представителя ведомства Олега Салагая, началось составление единого реестра пациентов, нуждающихся в обезболивании. Новый реестр призван обеспечить возможность получать необходимые медикаменты вне зависимости от места нахождения на территории России.
16 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев предложил оценивать профессиональную пригодность региональных чиновников в сфере здравоохранения по уровню обеспеченности обезболивающими препаратами.
Таким образом, непродуманные инициативы в сфере распространения и продвижения лекарственных средств, в частности обезболивающих, могут не только подорвать рынок СМИ, но и навредить проделанной жизненно важной для пациентов работе. Это объясняется тем, что запрет рекламы любой группы препаратов понижает конкуренцию на рынке. И платит за это конечный потребитель уменьшением ассортимента и вероятностью скачка цен. А «потребитель» равно «пациент». Потому что без системных методов борьбы с самолечением, как увеличение доступности медицинских услуг, повышение доверия к медицинскому персоналу и т.д., проблему самолечения не решить.