УКРАИНА. Во время международной конференции «Кинобизнес», которая проходила в рамках медиафорума Kiev Media Week, эксперты рынка обсуждали будущее украинского телевидения.
CEO компании Vizeum Ukraine Константин Стрюков рассказал о том, в каких условиях функционирует сегодняшнее ТВ, как развиваются мировые телеформаты и когда украинское телевидение созреет к переменам:
Константин Стрюков.
– Украинское телевидение за короткое время успело пережить один подъем, один расцвет и несколько падений подряд. И если бы первое падение было болезненным, все изменилось бы до неузнаваемости. Но больно не было – спасло секретное средство украинского ТВ.
Политический и экономический кризисы ударили и по «тумбочке». И вот что мы имеем сегодня: рынок рекламы щупает дно, иностранный контент стал малодоступен, а российский – под запретом. Украинскому телевидению придется выходить из зоны комфорта
В телевизионной среде ходит шутка: деньги телеканалы берут из рекламы, а если не хватает, то из «тумбочки». Так с подачи одного из топ-менеджеров стали намекать на владельцев каналов. Украинское ТВ всегда находилось в зоне комфорта, ведь «в тумбочке» всегда были деньги. Но мир неожиданно изменился. За два последних года украинский рынок рекламы значительно сократился в гривнах и буквально рухнул в долларовом эквиваленте – в 3,6 раза. А поскольку контентом торгуют в твердой валюте, это сказалось и на качестве ТВ.
На конференции Kiev Media Week прозвучала здравая мысль. Если денег на всех не хватает, должны остаться две телевизионные группы вместо четырех, рынок платного телевидения и рынок контента. Рекламный рынок две группы выдержит. Если зрителю захочется посмотреть другие интересные каналы, есть большой выбор платных операторов.
А вот на контенте остановлюсь подробнее.
Трансформация потребностей
В Украине может произойти идеальный шторм. Наш кризис может столкнуться с мировым трендом онлайн-вещания. Совсем недавно все стремились подключить себе кабельное телевидение, для нас это было товаром первой необходимости. Когда этим мог похвастаться каждый, мы его перестали замечать. Как воздух, который мы не замечали, пока под Киевом не начали гореть торфяники.
После телевидения новым товаром первой необходимости стал интернет. И если вы посмотрите на любую рекламу интернет-провайдера, то увидите: «Подключай наш интернет и получай 150 телеканалов». Телевидение превратилось в обычный довесок при подключении дефицитного товара.
Но и это еще не конец. Имея интернет со 150 каналами, нам хочется смотреть самый интересный контент, причем тогда, когда этого хотим мы, а не программный директор телеканала. Например, я отказался от кабельного телевидения за ненадобностью. У меня есть интернет и пакеты megogo и oll. У них есть мультфильмы для детей, сериалы и фильмы для жены и футбол для меня. Вот за этим будущее.
Приведу пример. Акции компании Netflix, крупнейшего онлайн-кинотеатра, выросли в цене с 2008 года на 2000%. Для сравнения, акции Apple выросли на 425%, объединенная стоимость 500 крупнейших компаний S&P возросла на 44%. Но цена Netflix выросла в 5 раз больше, чем Apple.
В регионе CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Средняя Азия и Африка), куда попадаем и мы, количество подписчиков онлайн-кинотеатров через 5 лет вырастет в 10 раз. За 5 лет до этого количество выросло на 5267%. Цифра огромная, и лишний раз демонстрирует изменение парадигмы: какой товар вдруг стал первичным благодаря стремительному развитию интернета и онлайн-сервисов.
При этом в Украине процент домохозяйств, подключенных к онлайн-кинотеатрам, в 2020 году составит всего 5,5%. Среднее значение по нашему региону – 15%. Ниже нас только Нигерия (4%) и Египет (1,5%). В странах Западной Европы процент домохозяйств, подключенных к онлайн-кинотеатрам, через 5 лет составит 30 – 35%. В Скандинавии – больше половины.
Почему у нас так мало?
Здесь надо сказать спасибо пиратам: они приучили украинцев не платить за контент. А мы с удовольствием этому учимся. Только в «Яндексе» количество запросов в поисковике со словосочетанием «смотреть онлайн» насчитывает более 30 млн в месяц, а есть и множество других подобных запросов. При этом запросы легальных кинотеатров, megogo и oll, насчитывают менее 20 000. По данным TNS, кинотеатры megogo и oll посещают всего лишь 5,6% и 1,7% пользователей интернета в месяц.
Потенциал рынка огромен, при этом до сих пор нет идеального онлайн-кинотеатра, который смог бы удовлетворить этот спрос. Даже у меня как клиента и исследователя постоянно возникают вопросы и замечания к megogo и к oll. Поэтому я считаю, что все самое интересное еще впереди. Мы в начале настоящей битвы за онлайн-пользователей.
Мы экстраполируем на будущее то, что знаем сегодня. И онлайн-кинотеатры через 5 лет будут другими. Неделю назад Apple заявила, что ей не дает покоя цена акций Netflix, и она запускает онлайн-кинотеатр. Ведущих TopGear перекупил Amazon, который у нас ассоциируется прежде всего с книжным магазином. Не удивлюсь, что на очереди громкие заявления от Google и Facebook.
Когда настанет день «Ч»? Когда на телеканалах упадет количество качественного контента, зрители будут искать его на 150 каналах IPTV, которые идут в нагрузку к интернет-пакету, или на различных сайтах (легальных и нелегальных). В этот момент украинское телевидение будет вынуждено стать другим. Тем более что мир просто несется к иным формам телевидения. Скорость изменения нашего ТВ будет зависеть от двух вещей: от борьбы с «пиратами» и от состояния «тумбочки».
Опубликовано на сайте Forbes.net.ua.