РОССИЯ. Несмотря на разразившийся в рекламной отрасли глубокий кризис и тотальное сокращение маркетинговых бюджетов представители производственной стороны – в том числе режиссеры, операторы и т.д. – поднимают цены на свои услуги.
Эту информацию подтвердили в беседе с Sostav.ru многие представители рекламных агентств. Слухи о повышении расценок среди российских продакшенов ходят с начала этого года. Это происходит на фоне попыток удержать от падения цены на услуги коммуникационных агентств отраслевыми организациями. Кроме того, эксперты констатировали снижение количества выпускаемой и размещаемой телевизионной рекламы. Несмотря на указанные тенденции, производственная часть – самая слабоорганизованная и подверженная влиянию экономической нестабильности часть рынка – начала поднимать ценник, утверждали источники портала Sostav.ru.
Мы опросили игроков рынка с целью выяснить, сталкивались ли они с проблемой повышения цен на продакшн-услуги. Большинство представителей (более 50%) рекламных агентств подтвердили слухи о том, что их продакшн-партнеры увеличивают размеры гонораров из-за курсов валют.
О том, как эти перемены повлияют на рекламный рынок, жизнедеятельность агентств и зарплаты сотрудников, Sostav.ru узнал у экспертов рынка.
Татьяна Маслова, управляющий директор Leo Burnett Moscow:
– Действительно, ходят слухи о том, что операторы и режиссеры будут повышать свои гонорары в связи с падением покупательской способности рубля. Однако мы, как и другие игроки рынка, уверены, что это недальновидно и не приведет к удержанию производства на существующих уровнях.
Иностранное производство, естественно, подорожает, поскольку жестко привязано к доллару/евро. Но мы видим желание со стороны многих иностранных продакшен студий пойти навстречу российским агентствам и предоставить скидки на ряд услуг или зафиксировать стоимость по курсу, по которому утверждена смета, чтобы совместно реализовывать проекты клиентов.
Конечно, мы ожидаем снижения объемов иностранного производства видеорекламы и одновременного роста локального производства, увеличения востребованности российских режиссеров и операторов. Возможно, в связи с этим связано желание российских операторов и режиссеров увеличить свои гонорары. Однако мы как агентство, защищающее интересы своих клиентов, будем делать все возможное, чтобы искать максимально эффективные способы производства для того, чтобы предоставить наилучшие условия для наших клиентов
Борис Анисонян, TV Production Director BBDO Moscow:
– Часть операторов и режиссеров привязали стоимость своих услуг к валюте, что, соответственно, вызвало их рост в рублевом эквиваленте. Но рекламная индустрия, как, впрочем, и любая другая, работает по законам рыночной экономики. И если режиссер востребован, то клиенты готовы будут платить за его работу более высокую цену. В противном случае, повышение расценок может оставить режиссера без работы. С другой стороны, это может быть хорошим шансом для менее именитых молодых режиссеров и операторов, чаще готовых идти на компромисс.
Cвязи между изменением стоимости работ поставщиков и зарплатами наших сотрудников нет, и быть не может.
Данил Голованов, директор агентства Red Pepper:
– Повышение стоимости продакшн-услуг – это вполне ожидаемое явление, следствие текущей ситуации на рынке. Но я не считаю это большой проблемой. Конечно, это добавит головной боли проектам-долгостроям, которые зашли у агентств в прошлом году с утвержденным в рублях бюджетом, но до сих пор не были реализованы. Хорошо, что у нас в агентстве таких проектов практически не осталось. Думаю, что агентства сегодня достаточно гибки и смекалисты, чтобы пережить эту ситуацию. Естественно, это никак не скажется на уровне зарплат сотрудников. Во всяком случае, в Red Pepper.
Наши партнеры цены поднимали соразмерно росту курса валют. Но агентство было готово к этому и мы закладывали возможные риски в планирование бюджетов. Конечно, это привело к некоторым финансовым потерям, но мы ведем все проекты достаточно гибко, находясь в тесном диалоге. Потому, повторюсь, функционирование агентства Red Pepper данная рыночная ситуация затронула не сильно.
Андрей Бузина, руководитель агентства Smetana:
– Наши подрядчики оставили цены на прежнем уровне – мы работаем с постоянным пулом поставщиков, это позволяет нам транслировать клиенту комфортные бюджеты с ожидаемым качеством на выходе. У нас довольно активный поток проектов, поэтому большого смысла задирать цены нет – и агентство, и продакшн могут зарабатывать на количестве проектов при небольшой маржинальности.
Если продакшн необоснованно поднимет цены, мы заменим его другим поставщиком, проблемы нет. То, что кто-то из разжиревших ребят уйдет со сцены, даст дорогу талантливым молодым командам – в этом я вижу только плюс.