РОССИЯ (Москва). В Минкомсвязи прогнозируют сокращение 15 – 20% работников средств массовой информации. Об этом стало известно на прошлой неделе на заседании в аппарате правительства. Таким образом, работу могут потерять до 60 тыс. работников масс-медиа, а к концу года могут закрыться до половины изданий, еще часть из них уйдет в интернет.
Чиновники связывают это с уменьшением числа рекламодателей, а также резким повышением печатных услуг и прочих издержек, пишут «Новые Известия». Эксперты, в свою очередь, говорят, что виной тому далеко не только экономические причины – удары другого характера регулярно наносились по СМИ все последние годы.
К концу года медиаиндустрия может недосчитаться половины СМИ, спрогнозировал в январе замглавы Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) Алексей Волин. По его словам, виной тому – падение доходов от рекламы, а также обвал рубля, в результате чего у печатных СМИ увеличились траты на материалы, используемые в полиграфии и в основном закупаемые за валюту. Как следствие, в ближайшее время цены на бумажные издания вырастут на 30 – 50% и на столько же упадут объемы рекламы в газетах.
По подсчетам Минкомсвязи, работу могут потерять 15 – 20% сотрудников СМИ, или около 60 тыс. человек. Такие данные были представлены на прошлой неделе в правительстве на заседании межведомственной рабочей группы по мониторингу на рынке труда. При этом сокращения уже начались. В прошлом месяце было объявлено о 25-процентном урезании штата агентства ТАСС (остающимся будут уменьшены зарплаты), кадровые перемены произошли в издательских домах Burda (Playboy) и Conde Nast (Glamour, Vogue, Tatler, GQ), в медиахолдингах РБК и NewsMedia (газета «Известия» и телеканал LifeNews), в интернет-издании Lenta.ru, в «Российской газете» и газете «Вечерняя Москва». Целый ряд бумажных изданий, такие как журналы «Секрет фирмы», «Афиша-Мир», «Афиша-Еда», Time Out, столичные районные газеты, дагестанская газета «Настоящее время» или старейшая частная газета в Перми «Местное время», прекратили выпуск своих печатных версий, полностью перейдя на работу в интернете. Другие печатные СМИ, такие как «Афиша» и «Русский репортер», изменили периодичность своего выхода. В ночь на 9 февраля прекратил вещание в телесетях томский телеканал ТВ-2.
В Союзе журналистов России (СЖР) считают, что в тяжелой ситуации, в которой оказался медиарынок, виноваты далеко не только внешние, экономические факторы. «Ссылаться на экономические причины сокращения информационного рынка страны вдвое – это расписаться в своей полной некомпетентности», – сказал «Новым Известиям» секретарь СЖР Павел Гутионтов. По его словам, за последние годы ничего не было сделано для предотвращения сегодняшней ситуации. «В России не производится львиная доля типографского оборудования, необходимого для издания газет, все расходные материалы закупаются за границей, и за последние 10 – 15 лет ничего не сделано для изменения такого положения. Вместо этого на протяжении двух последних десятилетий принимались решения, только мешающие средствам массовой информации развиваться. Других законов я и не помню», – добавил г-н Гутионтов. В качестве примера он привел прекращение дотаций «Почте России» для поддержания подписки, в результате чего она упала в среднем на 20%, а также отмену закона о господдержке районной и городской печати.
Среди других факторов, нанесших серьезный удар по отечественным СМИ, глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев называет массовую ликвидацию киосков, в которых продавалась пресса, законодательное регулирование малого и среднего бизнеса, являющегося основой рекламных доходов, а также серию поправок в законодательство о рекламе – начиная с запрета на рекламу БАДов и заканчивая полным рекламным запретом для платных телеканалов (позднее, правда, власти спохватились, и он был частично отменен).
Все подобные законодательные ужесточения можно назвать своего рода цензурой, считает политолог Иван Преображенский. «Российская государственная система очень умело использует финансовые и налоговые инструменты для того, чтобы нельзя было заявить о прямом цензурировании или политическом давлении. Мы все видим, какое количество СМИ закрываются либо «вычищаются» их редакции, а нам объясняют это экономическими причинами. Очевидно, что во многих случаях это не так. Существует гораздо большее количество откровенно убыточных СМИ, которые продолжают безбедно существовать и получать деньги. А СМИ, которые позволяют себе критику, с большим трудом находят себе финансирование», – заметил Иван Преображенский «Новым Известиям».
Чтобы поддержать медиарынок в кризисный период, г-н Преображенский предложил провести экстренную либерализацию рынка рекламы, разрешив рекламу табака и алкоголя в газетах и журналах, а, возможно, и на телевидении. Не исключено, что могут быть и другие послабления. «Большинство СМИ, сохраняющихся сейчас, – государственные или полугосударственные. Поэтому власти вполне могут отрегулировать цены на бумагу, размер ставки НДС и попытаться договориться с «Почтой России». Но эти меры, судя по всему, будут предприниматься по мере того, как будут возникать проблемы именно у государственных СМИ. А масштабные сокращения в ТАСС показывают, что сложности с деньгами есть у всех», – напомнил он.
Пока же намерений у представителей государства решать проблемы СМИ эксперты не видят. «Вот у меня на столе два документа, присланные на отзыв. Первый – об изменении закона о клевете, другой – об установлении ответственности чиновников за игнорирование запросов журналистов. Как видите, это важно, но это не решает тех проблем, о которых мы с вами говорим», – рассказывает Павел Гутионтов. Да и реклама спиртных напитков и сигарет, даже если и будет возвращена, СМИ не спасет. «Это поможет лишь глянцевым изданиям. Необходимы же комплексные меры по спасению СМИ. А для начала чиновникам следует решить: нужна ли России вообще пресса, а то, может быть, и не нужна вовсе?» – добавил он.
Между тем россияне отказываться от печатных изданий не намерены. Как показал январский опрос ВЦИОМ, газеты или журналы просматривают 77% жителей страны, из них 12% – ежедневно, 31% – несколько раз в неделю. И только 17% респондентов заявили, что могут полностью перейти к чтению изданий в интернете.