РОССИЯ. Фонд развития медиапроектов и социальных программ Gladway основан в 2011 году группой специалистов в области медиа, PR и аналитики. Используя новейшие технологические решения, он оказывает содействие в реализации инициатив государства, бизнеса и некоммерческих организаций, направленных на повышение качества социальных проектов. Подробнее о деятельности фонда корреспонденту портала рассказал Владимир Вайнер – директор фонда Gladway, куратор медиабиблиотеки социальной рекламы Atprint.ru и интернет-проекта«Банк социальных идей».
– Владимир, каковы основные направления деятельности фонда Gladway и в чем, на ваш взгляд, его главное отличие от других?
– Когда мы его учреждали, то определили для себя ключевые вещи, которые, как нам кажется, в настоящее время недостаточно активно развиваются. Речь идет о социальных проектах и программах, построенных на работе с медиа. Соответственно, наш фонд так и называется – фонд поддержки медиапроектов и социальных программ. Первой инициативой, которую мы запустили в 2011 году, был проект создания медиабиблиотеки социальной рекламы, который позволяет объединить административные интересы, интересы бизнеса, фондов, некоммерческих организаций, средств массовой информации и других структур, заинтересованных в развитии и распространении социальной рекламы.
– Фонд оказывает услуги по обучению, а также занимается разработкой и реализацией социально-маркетинговых и благотворительных кампаний. Кто является их основным потребителем?
– Мы действительно разрабатываем различные проекты, программы и кампании, а также занимаемся их реализацией в том случае, если данное направление заказывают. Основным потребителем с точки зрения разработки и реализации выступает бизнес, чуть реже – крупные некоммерческие организации, еще реже – небольшие НКО. Что касается обучения, то процентное соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят. Как правило, обучение заказывают и представители бизнеса, и сотрудники некоммерческих организаций. А иногда это могут лекции, «круглые столы», тестирование и экспертная оценка различных кампаний, которые заказчики собираются реализовывать в субъектах Российской Федерации. Это тоже одно из направлений деятельности фонда.
– С какими организациями сотрудничает фонд и как они помогают развитию медиапроектов и социальных программ?
– Если говорить о крупных, то это Агентство социальной информации, автономная НКО «Лаборатория социальной рекламы», Фонд поддержки и развития филантропии КАФ, Институт проблем гражданского общества и другие профильные организации, работающие на том же поле, что и мы. Кроме того, мы сотрудничаем с организациями, которые тоже являются НКО, но при этом работают с бизнесом. Это фонд «Виктория», фонд Елены и Геннадия Тимченко, фонд региональных социальных программ «Наше будущее», общероссийская общественная организация «Деловая Россия», вместе с которой мы в настоящее время реализуем ряд проектов. Также нашими партнерами являются организации, которые не учреждали фондов, но при этом долгие годы активно работают в данной области. Например, ОАО «Северсталь», вместе с которым мы несколько лет занимаемся открытым конкурсом «Музеи Русского Севера». Мы выступаем оператором, ищем музеи, помогаем им разрабатывать проекты, получать грантовые средства. Одним словом, круг достаточно широкий и охватывает тех, кто реализует в нашей стране социальные проекты и программы.
– Один из проектов фонда, куратором которого вы являетесь, – медиабиблиотека социальной рекламы Atprint. Расскажите о ней подробнее.
– Библиотека социальной рекламы – наверное, самый яркий наш проект. Он сразу получил поддержку регионов, и с нами достаточно тесно стали сотрудничать архангельский Центр социальных технологий «Гарант», нижегородская ассоциация «Служение» и многие другие организации всей страны. Это проект, в котором фонды, некоммерческие организации и средства массовой информации могут не только разместить или взять готовый материал социальной рекламы, но и поставить на нем свой логотип, если правообладатель дает на это разрешение. Кроме того, на примере данного материала можно учиться и смотреть, какая реклама сделана на качественном, профессиональном уровне. В целом, это удобное, комфортное и показательное пространство, позволяющее оценить степень развития социальной рекламы в нашей стране. Нельзя не отметить, что практически каждый год у нас реализуются новые инициативы. Например, в прошлом году на базе медиабиблиотеки появился фотобанк, созданный с помощью партнера в лице крупного международного ресурса, и сейчас некоммерческие организации России могут бесплатно использовать при разработке печатной и наружной социальной рекламы более 20 миллионов профессиональных изображений. Думаю, медиабиблиотека социальной рекламы Atprint – успешный и востребованный проект, которым мы действительно можем гордиться.
– Как бы вы оценили востребованность данного ресурса, если принять во внимание тот факт, что уровень распространения социальной рекламы в нашей стране пока уступает зарубежному?
– С одной стороны, востребованность формируется, а с другой – чувствуется и угадывается. В 2010 году мы по очень многим признакам почувствовали, что это нужно просто потому, чтобы понять: есть ли в России социальная реклама в принципе. Это было время разработки новых условий и сервисов, а когда в 2011 году приняли и утвердили поправки в закон о рекламе, касающиеся ее социальной части, окончательно стало понятно, что такие ресурсы необходимы. Сейчас, соответственно, мы как раз и обеспечиваем демонстрацию того, что создано в области социальной рекламы и создаем условия для ее дальнейшего распространения.
А если говорить о том, почему в России не так много социальной рекламы, как хотелось бы, на мой взгляд, ее уже вполне достаточно в категории наружной рекламы и одно из направлений более-менее закрыто. Да, ее мало на телевидении, в печатных средствах массовой информации, но, скорее всего, это специфика подхода. К сожалению, до сих пор доминирует подход, в котором четко прослеживаются два элемента. Первый – анонимность рекламного сообщения, когда отсутствует конкретный адресат, который берет на себя ответственность за решение проблемы. Второй – попытка этих анонимных или непонятных авторов чему-то учить, пугать, угрожать, шокировать. Эти элементы позволяют определить, насколько профессиональна реклама. Как правило, в российской социальной рекламе их довольно много, поэтому сегодня уровень ее распространения невысок. Тем не менее, ситуация меняется, и с каждым днем появляется все больше и больше качественных конструктивных материалов с предоставлением решения конкретной социальной проблемы, часто на основе работы некоммерческих организаций.
– Способствуют ли популяризации и распространению социальной рекламы в России тематические показы, которые проводит фонд Gladway?
– Думаю, да, поскольку сохраняются постоянные запросы на их проведение от рекламного рынка. Если не ошибаюсь, уже десять лет мы проводим их в рамках выставки «Дизайн и реклама» в Центральном доме художника в Москве. Каждый год организаторы выставки заказывают показы как обязательный элемент одного из главных профессиональных событий в области рекламы, и это один из признаков, что данное направление важно и значимо. С другой стороны, нас часто просят организовать показы социальной рекламы на различных мероприятиях в области благотворительности по всей стране, чтобы люди увидели, узнали, поняли что это существует и действительно работает.
– Если сравнивать отечественную социальную рекламу с зарубежной, многие отмечают стрессовое воздействие, в то время как западные ролики, рассказывая об одних и тех же проблемах, более позитивны. Это определенная специфика, свойственная России?
– Определенная специфика существует. По идее, в первую очередь можно было бы говорить об ответственности медиаканалов, ведь большинство из них откровенно негативные ролики не размещают. Шокирующее содержание больше свойственно наружной рекламе, где операторы менее зависимы от потребителя. Если во время трансляции зритель имеет возможность переключить канал, то от «наружки» он никуда не денется. Социальная реклама должна быть помогающей людям, но к сожалению, в нашей стране такая позиция в подходе к коммуникациям с населением пока сохраняется, в том числе у большинства чиновников и тех, кто обслуживает рынок рекламы. Люди не знают о той или иной проблеме? Значит, их нужно пугать и загонять в стрессы. Это не помощь и не решение проблемы, наоборот, создание новых проблем. Наверное, есть страны, где все это еще жестче, но все-таки в большинстве государств социальная реклама рассматривается в качестве вспомогательного материала для того, чтобы, увидев ее, человек узнал себя, понял и сказал «спасибо» за то, что нашел решение.
– Какие интересные программы, события и акции, которые будет проводить фонд Gladway, запланированы на ближайшее время?
– В июле при поддержке ряда некоммерческих организаций мы проводим серию вебинаров. Всего их шесть и они посвящены подходу к информационным кампаниям в различных областях. Будут отдельные вебинары по социальной рекламе, принципам работы со средствами массовой информации, коммуникациям и связям с общественностью в социальных проектах, оценке эффективности кампаний. В августе пройдут уже другие образовательные события, в том числе дистанционные. Каждый месяц мы готовим отдельную программу, но июль – это время небольших вебинаров, посвященных информационным кампаниям.
Социальный портал «Я – Человек» выступает партнером этого курса, проходящего под общей темой «Информационная поддержка социальных проектов». На днях состоялся четвертый вебинар, подготовленный фондом Gladway совместно с Натальей Гладких – кандидатом психологических наук, доцентом кафедры маркетинга и рекламы РГГУ. 23 июля начался пятый вебинар«Несколько принципов работы НКО в интернете». Видеозаписи уже состоявшихся вебинаров можно посмотреть в архивном разделе нашего портала.
Беседовал Тимофей ШИПИЛОВ.
Опубликовано на сайте iamhuman.ru.