ВДНХ (Россия). Беспрецедентный по масштабам ремонт павильонов ВДНХ возвращает нашим памятникам не только исторических облик, но и художественное содержание. В ходе ремонтных и противоаварийных работ выявляются уникальные детали интерьера и произведения искусства, которые были сокрыты от человека на протяжении нескольких десятилетий! Знаковым открытием на днях стал легендарный горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!». В 1954 году он украсил зал «СССР в борьбе за мир во всем мире» павильона №1 «Центральный».
Ремонт и благоустройство главной Выставки страны, стартовавшие в апреле 2014 года, охватывают все исторические объекты ВДНХ. Сегодня городским службам предстоит вести сложные работы практически одновременно на 118 объектах. В основном это работы на фасадах и кровлях павильонов, устранение аварийных ситуаций и консервация декоративных элементов, которые могут быть утрачены.
К первоочередным задачам относятся восстановление Зеленого театра, павильона «Космос», павильонов №1 «Центральный», №58 «Украина» и №66 «Культура».
Одним из основных объектов ремонтных и контраварийных работ является павильон №1 «Центральный», построенный в 1950-1954-х гг. по проекту Ю.В. Щуко и А.Е. Столярова. Главный павильон ВСХВ-ВДНХ является одним из самых монументальных сооружений Выставки. Его общая площадь составляет 3500 кв. м, а высота – 90 м. Уступчатая высотная композиция высотки завершена шпилем со звездой.
Сейчас павильон №1 «Центральный» переживает второе рождение. К юбилею главной Выставки страны, который будет отмечаться 1 августа, здесь откроется интерактивная экспозиция, посвященная ВСХВ-ВДНХ.
В Главном павильоне девять выставочных залов. Здесь восстанавливается не только фасад, но и внутреннее убранство. Здание покинули бесчисленные ларьки, прилавки, лотки, витрины и прочее торговое оборудование, которое до недавнего времени оккупировало все пространство памятника архитектуры. Сегодня часть фасада павильона скрывают строительные леса: ремонтируется кровля и меняются плиты стилобата. Внутри же завершается демонтаж быстровозводимых конструкций, уродовавших павильон последние 25 лет.
В ходе противоаварийных работ с внутренних стен здания были сняты фанерные щиты, которые скрывали потрясающие детали интерьера. Главным художественным открытием стал легендарный горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!». Он был создан великим скульптором к открытию Главного павильона ВСХВ в 1954 году.
Скульптурный шедевр располагается в девятом зале, который носил название «СССР в борьбе за мир во всем мире». Общая площадь горельефа составляет 90 кв. м. Здесь изображены люди разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи. Это высотка главного корпуса МГУ, Шуховская башня и даже Днепрогэс. В центре на фоне развевающегося знамени с портретами Ленина, Энгельса и Маркса расположены фигуры рабочего и колхозницы с ребенком на руках.
Это произведение искусства выполнено в гипсе и тонировано под бронзу. В 1956 году в связи с развенчанием культа личности Сталина в горельеф были внесены изменения: на большом знамени замазан профиль «вождя народов», изображенный вместе с профилями Маркса, Энгельса и Ленина.
До смены экспозиции Главного павильона в 1967 году шедевр Вучетича являлся одним из ключевых экспонатов, но позже был скрыт, так как не отвечал новым требованиям советской эстетики. В 1990-е гг., когда павильон №1 превратился в неопрятный торговый комплекс, горельеф был окончательно скрыт листами фанеры. Предположительно, именно тогда появились первые повреждения: царапины, сколы деталей (головы и руки людей, верхушки знамен). Конечно, некоторые элементы горельефа пострадали в период новой истории Выставки – из-за отсутствия надлежащего ухода.
Тем не менее, монументальная композиция сохранилась в хорошем состоянии. Пока принято решение оставить горельеф в том виде, в котором он был обнаружен. 1 августа шедевр Вучетича смогут увидеть все гости главной Выставки страны. Юбилейная экспозиция в павильоне №1 «Центральный» продолжит работу до конца декабря. В 2015 году в Главном павильоне планируется начать масштабные реставрационные работы. В связи с этим компетентные реставраторы изучат горельеф и решат его судьбу: оставлять произведение искусства в нынешнем виде или подвергнуть научной реставрации.