КЫРГЫЗСТАН. В Кыргызстане наблюдается новый виток информационных войн. Кто за ними стоит? И как противостоять современным вызовам?
Сегодня, чтобы победить народ и захватить государство, боевое оружие применять не надо. Достаточно умело владеть информацией. Кыргызстан не раз становился полем информационной битвы различных сил. «Сражения» разворачивались как в отечественных СМИ, так и на просторах интернета. Как пишет ИА «24kg», эксперты предупреждают, что КР на пороге новой информвойны. Но как найти способ противостоять и не допустить раскачивания ситуации на территории СНГ и, в частности, Кыргызстана?
Технология воздействия на умы человечества посредством информации существовала с античных времен. Тому свидетельство – мифы и легенды. Психологическую обработку использовали и позже: информация о могуществе войска Чингисхана шла впереди него. И такое психологическое давление зачастую заставляло противников сдаваться раньше времени.
Однако современные очертания информационные войны получили в 1990-е годы в США. «Стали создаваться различные сети, которые не идентифицируются ни как враждебные, ни как подрывные, они не являются прямой структурой западных спецслужб, не получают деньги за продажу родины, но при этом координируются внешними центрами с помощью особых технологий и представляют собой великолепную, отлаженную в онлайне систему сетевого влияния. Оно в основном осуществляется при помощи соцсетей, молодежных движений, экспертных сообществ, различных институтов гражданского общества, не подлежащих жесткой юрисдикции и контролю со стороны государства. Благодаря этому они становятся эффективной и управляемой платформой для влияния на ход информационных войн», – говорит президент Фонда «Евразийцы – новая волна» Юрий Ануфриев.
Но главным инструментом для достижения поставленных целей, по словам экспертов, остаются СМИ. «Нам брошен вызов. Весь мир стоит на пороге глобальной катастрофы и войны, к которой подвели при помощи современных инструментов ведения информационных войн», – предупреждают они.
Цель подобных информационных баталий – развязывание полноценной войны с участием армии либо государственный переворот.
Кто ищет, тот всегда найдет
Если захотеть, то причину устроить очередной госпереворот можно найти в любой, даже самой успешной стране. Центральная Азия и, в частности, Кыргызстан уже не раз испробовали горький плод информационных сражений.
По мнению шеф-редактора журнала «Однако. Евразия» Семена Уралова, если четко знать признаки начала информационных войн, то можно избежать их трагических последствий. «Начинается все с активизации правозащитной деятельности в продвижении мирных, на первый взгляд, целей, как то: равноправие полов или защита детей. На этой аполитичной теме выстраивается сеть, по всей стране появляются представительства и филиалы, через которые легко выходить из столицы в регионы. Кроме того, появляется огромное количество медиапроектов, в частности, интернет и радио, телевидение в меньшей степени. Вопрос не в эффективности, тиражах и аудитории, а в создании фона извне. На примере Украины мы видим, что за 10 лет после первого майдана появилось полтора десятка телеканалов, так или иначе управляемых извне, и сотни сайтов – целая инфраструктура», – говорит эксперт.
Он также отметил, что признаком начинающейся заварушки может служить «массовая миграция политологов и экспертов». Ярким примером может служить приезд в Кыргызстан эксперта из Украины Зои Казанжи. «Она стала одним из ключевых деятелей после победы майдана при новой власти. Это люди, которые профессионально занимаются развязыванием информационных войн. Ситуация раскачивается через соцсети и блоги, где появляются новые люди, которые активно напрашиваются в «друзья», – говорит Семен Уралов.
В последнее время подобные нападки и активное раскачивание ситуации наблюдается и среди интернет-пользователей КР. В известных соцсетях и на форумах появляются активисты, якобы радеющие и переживающие за будущее страны, которые на поверку оказываются вовсе не гражданами Кыргызстана. Или если и таковые, то давно живут за пределами КР. Они не эксперты и не политологи, но считают своим долгом высказать мнение по любому поводу.
Когда гром грянет?
Эксперты склоняются к мнению, что в КР стартовала активная фаза подготовки к неким событиям, а что это будет, пока предугадать трудно. «Активная фаза разворачивается за год до событий. Эксперты и политологи начинают формировать протестную повестку, в которую вносятся и социальный, политический, культурный пункты. В список могут войти любые события. В Кыргызстане раскачивают, например, тему «Кумтора». Или сейчас вот наблюдаются спекуляции на тему евразийской интеграции. И культурный сегмент присутствует: все чаще говорят о надобности широкой кампании к 100-летию восстания 1916 года», – считает Семен Уралов.
Раскачивание этих тем началось приблизительно одновременно, хотя, казалось бы, вопросы совершенно между собой не связаны. Причем занимаются раскачкой одни и те же люди: они и противники вступления КР в Таможенный союз, они же мусолят горнорудную тему, они же озаботились 1916-м.
По мнению эксперта, из власти пытаются слепить образ абсолютного зла, а оппозиции, соответственно, – добра. Таким образом и начинается разделение общества. За тех, кто еще не определился, к какому лагерю примкнуть, начинается битва на просторах интернета – со сливом компромата, разоблачением оппонентов и выставлением их в неприглядном свете. После разделения на два фронта и определения врага можно начинать информационную войну. «Начинается жесткое внешнеполитическое давление, в том числе и по активам. Известно, что деньги власть имущие хранят за рубежом и в офшорах. Обязательный этап – информационное давление на спецслужбы и правоохранительные органы, чтобы деморализовать и парализовать их, дабы не вмешивались. С лозунгами «люди имеют право высказывать мнение» начинаются акции протеста. Раскачиваются коррупционные скандалы, слив компроматов, чем добиваются снятия с должности или замены руководителя ведомства более лояльным», – говорит Семен Уралов.
Повод искать и не надо
С ним согласен и эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов. По его словам, для «раскачивания лодки» могут быть использованы события, которые касаются всех и каждого: угрозы войны, голода, резкий скачок цен, отсутствие газа, отключение электроэнергии…
«Для начала внешний центр налаживает сбор данных и анализ информации. Для этого нужны сетевые структуры, которые имеют представителей на местах, а те в автономном режиме собирают данные. Как их анализировать и сводить в одну кучу – это уже задача центральных аналитических центров, которые сидят «в тени». Параллельно идет подготовка лояльных СМИ, им выдают гранты, вывозят молодых корреспондентов на стажировки, «прикармливают» опытных журналистов. Наряду с этим взращивается контролируемая оппозиция», – говорит он.
Не секрет, что деятельность по формированию «пятой колонны» в стране идет постоянно. Определенную часть населения постоянно «подкармливают» – независимо от того, будут ее задействовать или нет. «Упор делается на представителей общества, которые нестандартно мыслят. С каждым из них ведется работа посредством различных фондов, проектов и образовательных программ. Чем хуже ситуация в стране, тем проще работается извне с подобными гражданами», – отмечает Григорий Михайлов.
Сценарий написан
Эксперты предполагают, что примерный сценарий развития ситуации уже написан. Он неоднократно опробован в других странах и, не исключено, что будет успешно применен и в КР. «Первыми на улицы выходят люди подчеркнуто миролюбивые, которых милиция разгоняет довольно жестко. Это достигается определенными финансовыми вливаниями или через лояльных сотрудников правоохранительного ведомства. Если разгон не удался, власть обвиняют в игнорировании. Если чиновник вышел к народу, то его обвиняют во лжи и пустых обещаниях. К тому же его цитату можно вырвать из контекста и подать под любым соусом», – говорит Григорий Михайлов.
После жесткого разгона, арестов или игнорирования – не важно – инициативная группа готовит и распространяет письмо к «мировому сообществу», которое незамедлительно реагирует на нарушения, заставляя весь остальной мир «негодовать по поводу действий кыргызской власти». В это же время «прикормленные» эксперты и аналитики начинают нагнетать обстановку, предупреждая о нарастании протестной массы и переходе в более жесткое противостояние.
«Как узнать, что против вашей страны ведется информационная война? Если в посвященных ей публикациях резко возросло количество таких словосочетаний и фраз, как «нарушение прав человека», «создание оружия массового поражения», «преступление режима против собственного народа», «коррумпированный/антинародный/диктаторский режим», «борьба с собственными народом», «уничтожение демократии», «пособничество терроризму», «демонтаж государственных институтов управления (власти)», «угроза суверенитету» и тому подобных, можно смело утверждать, что информационная война началась», – отмечает Григорий Михайлов.
Земля слухами полнится
Обязательный атрибут информационной войны – распространение слухов. «В социальных сетях распространение слухов имеет свои закономерности. Это не длинные статьи, а распространение агиток, видеороликов, демотиваторов, которые легко «съедаются» человеком в любом возрасте и с любым образованием», – считает эксперт.
«Не исключено, что для более эффектного ведения информвойны будет использован «жареный факт» – громкое убийство, жесткий разгон митинга или похищение кого-то из лидеров оппозиции либо уголовное дело в отношении их родных или близких (что зачастую оказывается дезинформацией). Должна быть точка, с которой ненависть начинает выходить, некий катализатор. И начинается формирование абсолютно точной черно-белой политической картины. А далее дело за малым – вывести людей на площади и совершить вооруженный госпереворот», – предостерегает Семен Уралов.
Эксперты сходятся во мнении, что государство упустило информационную политику. Взять тот же процесс вступления в Таможенный союз. «Наши представители в регионах все чаще говорят, что если раньше большая часть местного населения выступала за интеграцию, то уже сегодня картина поменялась. К примеру, в Нарыне местные жители чаще стали высказываться против», – отмечает журналист Надежда Хохлова.
Пустив процесс просвещения на самотек и отстранившись, власти уступают дорогу деструктивным силам, считают эксперты.
«Само по себе государство слабо, и оно отстранилось от решения некоторых вопросов. Это место заняли криминал, религиозные организации и НПО. Последние взяли на себя часть государственных функций, и сегодня в некоторых регионах единственный, кто представляет силу, это НПО. Это не означает, что каждый из сотрудников неправительственных организаций завербован. Большинство из них искренне верит, что приносит пользу обществу. Реальную ситуацию знает минимум людей», – комментирует Григорий Михайлов.
От политики до безопасности
По его мнению, представителям СМИ, НПО и общества необходимо объединяться и разработать информационную политику государства. «Огульное обвинение представителей НПО в том, что они все предатели родины, это путь в никуда. В тупик, который приведет к очередной Украине. Необходимо сознательно восстанавливать разрушаемый диалог и, опираясь на общие ценности, приходить к общим интересам. В противном случае мы нарвемся на очередной гражданский конфликт внутри страны», – предупреждает Григорий Михайлов.
Согласен с ним и Юрий Ануфриев, который считает, что в Кыргызстане необходимо формировать информационную политику.
Он не склонен считать, что в КР не ведутся информационные войны. «В Украине все начиналось так же – относительно безобидно. В Кыргызстане ведутся сетевые атаки. И для обеспечения информационной безопасности необходимо разработать информационную политику», – добавил он.
Услышит ли власть предупреждения экспертов?