ВЕСЬ МИР. Тема Всемирного дня радио в этом году – «женское лицо» радиожурналистики. О том, кто и как освещает проблемы женщин в России, Елена Вапничная (Радио ООН) поговорила с Генеральным директором Фонда независимого радиовещания Натальей Власовой.
Главная цель Фонда – развитие качественного радиовещания и новых медиа.
*****
НВ: Эти темы постоянно представлены в радио эфире, если мы говорим об информационных программах, конечно, то они ходят волнами, но тема домашнего насилия и эксплуатации, она постоянно обсуждается. Даже последние истории с Pussy Riot…
Мария Алёхина, когда находилась в заключении, ведь она вышла оттуда с абсолютно четким пониманием того, чем ей предстоит заниматься в ближайшее время, потому что женщины, которые вместе с ней находились в местах лишения свободы, в основном, это были жертвы того постоянного малозаметного насилия со стороны мужчин.
Когда они в момент отчаяния, в состоянии аффекта, либо защищая своих детей, либо сами, находясь на грани нервного срыва, находят единственный способ прекратить насилие – это убить своего мужа или сожителя. Это абсолютная драма. Не считая психологии, определённых наших исторических стереотипов, что нужно терпеть, не выносить сор из избы, не говорить о том, что тебя тревожит. Поэтому такое серьёзное психологическое изменение и структура, она должна постоянно подкрепляться вот этими личными персональными историями людей, которые смогли всё-таки преодолеть эту ситуацию, спасти себя и членов своей семьи, своих детей. Мы делали специальные курсы о том, как освещать эту тему, как не навредить героям, как связать их с некоммерческими организациями, которые поддерживают женщин, оказавшихся в таких сложных ситуациях. Это достаточно частая тема, которая звучит на волнах радио. Радио в этом плане гораздо лучше, чем телевидение, потому что женщина может рассказать свою историю, мы не видим её лица.
И это тот самый плюс, когда эмоции сохранены, когда ты получаешь из первых уст вот эти звуки и рассказ человека. В то же время мы не ставим его под удар, не показываем его лицо. Я бы не сказала, что у нас женщины не занимают каких-то ведущих позиций и ролей. Мы иногда даже встречаемся на встречах и совещаниях и понимаем, что у нас очень женское лицо, у менеджмента, даже, предположим, в радио, а в общественных организациях особенно.
Иногда даже возникает такая шутка, а не заняться ли нам защитой прав мужчин, чтобы они тоже как-то активней проявляли себя в таких социально значимых областях. Я не говорю про экономику, конечно, хотя в экономике тоже сейчас женщины появляются. Вообще, в последнее время в России женщин, влияющих на какие-то общественно-политические процессы, очень много.
ЕВ: Возвращаясь к роли женщин в журналистике в глобальном масштабе – это проблема. Как раз из ООН исходит призыв вовлекать женщин и в радиожурналистику, в том числе. У нас получается наоборот. Я вчера разговаривала с Генеральным директором «Радио России» и он сказал, что на факультет журналистики 95% девушек поступает. Это хорошо или плохо?
НВ: Сейчас это видимо такая данность, с которой нам надо жить. Может быть это дает радио больше какой-то человечности и теплоты. Так заложено природой, что женщина гораздо мягче и терпеливей, чем мужчина. В этом колоссальном споре, который мы видим сейчас в обществе, может быть, как раз терпимость и какое-то умение услышать помогут женщинам как-то перевести нас в более верное русло обсуждений этих проблем. Вообще, я не могу сказать что это большая проблема, потому что эксперты у нас мужчины, и, в общем-то, задача журналиста – не столько высказывать свое мнение, сколько грамотно подбирать экспертов, голоса и мнения которых будут звучать в эфире, поэтому я, честно говоря, не считаю это совсем уж драматическом моментом.