НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (Молдова, Кишинёв). Исполнительный директор Ассоциации рекламных агентств Республики Молдова, член Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран – участниц СНГ Галина Забловская прокомментировала ситуацию, сложившуюся в сфере outdoor-рекламы в молдавской столице.
«Рекламный совет» за последнее время не раз обращался к этой теме (см., к примеру здесь). Конфликт вызвал проект регламента наружной рекламы, разработанном мэрией Кишинёва, в соответствии с которым начался демонтаж рекламных конструкций. Естественно, представители Ассоциации рекламных агентств не оставались в стороне. Так, они провели протестный флешмоб перед претурой Рышкановки (один из секторов столицы), обвинив городские власти в незаконном сносе рекламных конструкций (см. здесь).
И вот теперь по насущной для молдавских рекламистов теме на портале Logos.press.md высказалась Галина Забловская. Приводим её оценки и доводы с некоторыми сокращениями:
«Ситуация, сложившаяся в Кишинёве вокруг наружной рекламы, ещё раз подтверждает, что Республика Молдова, центральная и местная публичная администрация, далеки от стандартов создания государства, построенного на принципах соблюдения прав человека и граждан, которые выбрали вариант остаться дома, попытаться поднять эту страну с колен и построить будущее для каждого в частности. Предвыборные обещания остались всего лишь разговорами, а личные интересы и интересы определённой группы преобладают над общими.
Для понимания того, что происходит, попытаемся обратиться к истории. В 1995 году был принят первый Регламент размещения наружной рекламы, который на тот момент был продиктован многими похожими документами европейских городов. Это в условиях, когда на центральном уровне ещё не было закона о рекламе. Самым важным моментом, который хочется здесь отметить, был тот, что идея регламентирования размещения наружной рекламы и, соответственно, появлению нового вида предпринимательства в РМ была коллективной – госслужащих, энтузиастов из примэрии и предпринимателей, которые придумали сделать этот вид деятельности делом своей жизни, создавая вместе, на протяжении десятков лет, тысячи рабочих мест. Говорю это для того, чтобы отметить, что на протяжении многих лет взаимоотношения между примэрией и бизнесом были гармоничными, где в выигрыше были все. В принципе это и есть идеальный рецепт публичного управления, чего сегодня не понимают те, кто находятся в администрации муниципия. До 2005 года Кишинев был примером региона в части условий ведения рекламного бизнеса, качества и уровня использованных технологий и, конечно же, соблюдения принципов урбанизма.
Но так было не всегда. Период хаоса в развитии наружной рекламы имел несколько этапов, характеризующихся многими факторами, некоторые из которых были внутренними, а некоторые внешними, некоторые под влиянием политических интересов и интересов бизнес-элиты от властей, а некоторые – из-за безответственности некоторых представителей бизнес-среды.
Так, в 2006 – 2007 годах предпринималась попытка монополизировать рынок наружной рекламы через внедрение в него международного игрока, известного в мире как EPA Media, который получил право на размещение рекламы на остановках общественного транспорта. Международным было только название, так как за ним были местные интересы. Было понятно, что действия людей, принимающих решение в стенах примэрии, были абсолютно нелегальными, а последствия данных действий могли разрушить внутренний сектор бизнеса и оставить на дороге тысячи людей. Эпопея с EPA Media сегодня близится к концу, у инвестиций и у способов управления остановками общественного транспорта отсутствует долгосрочность и экономическая ответственность.
Нужно признать, что управление примэрии того времени абсолютно не повлияло на ситуацию, поддерживая и подстрекая своими безответственными решениями процесс перенасыщения города рекламными конструкциями, которые и повлияли сейчас на мнение о наружной рекламе. Новый Регламент наружной рекламы, за который проголосовал муниципальный совет в 2007 году, не спас ситуацию.
2007 – 2017 годы – эпоха Дорина Киртоакэ в примэрии Кишинёва. Для сферы наружной рекламы эти 10 лет были годами хаоса, застоя и полной неопределённости. Выборочные действия примэрии по демонтажу некоторых рекламных конструкций и установки других в условиях существования чётких постановлений по запрету размещения новых рекламных конструкций вызвали безразличие не только бизнес-среды в данной области, но и общественного мнения. Существовала единственная рекламная фирма, которая имела право устанавливать наружную рекламу – фирма брата примара. В принципе, большая часть данных конструкций была установлена без всяких авторизаций и серьёзно подорвала репутацию сферы наружной рекламы и урбанистический образ города.
2016 – 2018 годы были отмечены довольно интересными феноменами, которые, кажется, повторяются и сегодня. В коридорах тогдашней центральной власти зародился план по полному запрету наружной рекламы. Видимый предлог был благородным, как и сегодня. Очистить город от щитов, сделать его красивее и ухоженнее. Правление примэрии после Киртоакэ ухватилось с большим энтузиазмом за этот план. Не надо делать дороги, тротуары, сложную современную инфраструктуру. Нужно просто свалить несколько рекламных конструкций, представляя все эти действия как «большие перемены и урбанистические улучшения».
Идея, а лучше сказать махинация, была простой – перенаправить финансовый поток от наружной рекламы на телевидение, радио и другие ресурсы. Именно так происходит и сейчас. Тогда бизнес наружной рекламы прошёл, как сквозь ушко иглы. Обошлось… События, происходящие сегодня, разрушат бизнес в данной области и вынудят тысячи людей, которые работают в ней, искать себе работу или уезжать за границу.
2019 год – настоящее… и без будущего. Сейчас происходит разрушение целого бизнеса в РМ. Альтернативы нет. Новый регламент, предложенный примэрией, в случае, если будет принят, приведёт к следующим последствиям:
– разрушит действующий бизнес наружной рекламы;
– оставит муниципальный бюджет без существенного источника доходов;
– выбросит тысячи людей на улицу;
– очистит поле для переориентирования потоков от наружной рекламы в сторону ТВ, радио и других масс-медиа, которые являются бизнесом политиков;
– создаст серьёзные препятствия для других видов бизнеса, так как условия размещения любого типа наружной рекламы, согласно новому регламенту, являются «гестаповскими»;
– регламент имеет насквозь коррумпированное содержание. Государственные служащие «хлебом и ножом» будут творить закон. Остальное не важно;
– не факт, что появится новый инвестор из эшелонов власти, для которого расчистили поле…
И в завершение несколько мыслей по более общим темам. Тем, которые сегодня так обеспокоен обликом, благосостоянием и будущим Кишинёва и считает, что наружная реклама им мешает, предлагаю совершить экскурсию в другие столицы мира и посмотреть, как наружная реклама является, по сути, неотъемлемым элементом городского пейзажа. Вне зависимости от зоны размещения. И чтобы не казалось, что я бросаюсь словами, привожу в пример несколько городов, в которых лично побывала и убедилась, что их регламент размещения наружной рекламы совсем не похож на наш: Вена, Париж, Будапешт, Любляна, Прага, Бухарест. Но если вы считаете, что там живут люди, которые знают меньше о том, как должен выглядеть город, тогда не знаю, что сказать…
И последний аргумент. Порядок в городе надо наводить. Много наружной рекламы надо демонтировать. Урбанистический облик Кишинёва нужно улучшать. Но делать это так, чтобы не разрушать бизнес и людей».